Из истории Лукояновского Тихоновского женского монастыря
В 2005 году исполнится 150 лет со времени основания в городе Лукоянове
Тихоновского женского монастыря.
Лукояновцы знают, что когда-то в нашем городе существовал женский монастырь,
знают место, где он располагался. На фотографии старого Лукоянова видны купола двух соборов,
один из которых находился на территории женской обители. Но историю основания монастыря,
его деятельность и роль в жизни нашего города, лукояновцы, помнят смутно,
а многое из того, что они знают, не всегда соответствует действительности.
В настоящее время краеведами собрано много материалов по истории Тихоновского монастыря,
в том числе архивных документов, фотоматериалов, воспоминаний старожилов,
которые дают возможность открыть еще одну страницу в истории нашего города.
Фамилию Листовых даже лукояновские старожилы не помнят, но сведения о них сохранились
в архивных материалах нижегородских епархиальных ведомостей.
В 20-х годах XIX века в Лукоянове жила дворянская семья титулярного советника
Литова Никифора Ивановича, служившего секретарём в лукояновском уездном суде.
Их дом стоял на площади, которая тогда называлась "Плант".
В 1818 году в этой семье родилась дочь Анна, которая в будущем и стала
основательнцей Лукояновской женской Тихоновской общины.
С детских лет Анна Никифоровна была очень набожной. В 19 лет она стала жить одна в келье,
в саду около своего дома.
Через 9 лет вместе с ней в келье поселилась её подруга,
а потом к их келейной жизни стали присоединяться и другие девушки.
После смерти Никифора Ивановича келейницы решили основать общежительную общину
на новом месте.
В 1855 году Анна Никифоровна с торгов в Лукояновской городской ратуше купила место
для обители размером 40 80 сажен (примерно 1,5 га) на углу современных улиц Горького
и Куманёва.
Участок был обнесён забором и на нём был построен первый дом со службами.
Первоначально обитель имела вид богадельни.
В 1866 году при богадельне на средства Анны Никифоровны и лукояновского купца
Дмитрия Федоровича Валова была построена домовая церковь. Дмитрий Федорович Валов
был отцом известного в городе председателя Лукояновской Земской управы
Николая Дмитриевича Валова, который стал жертвой дворянской политики,
направленной на упразднение земств. Лукояновские дворяне необоснованно обвинили
его в недобросовестности и опозорили на всю страну.
Об этом писал В.Г. Короленко в своем очерке "В голодный год"
В 1867 году новая церковь по ходатайству А.Н.Листовой была освящена в честь святителя
и чудотворца Тихона Задонского.
Тихон Задонский (в миру Тимофей Соколовский) был одним из самых почитаемых
русских святых XVIII века. Он родился в 1724 году в с. Короцке Валдайского уезда
Новгородской губернии в семье бедного псаломщика.
В 1758 году после окончания семинарии при новгородском Антониевом монастыре
он был пострижен в монахи и получил имя Тихон
Незаурядный ум, организаторские способности, прекрасное знание Священного Писания
обеспечили ему стремительную карьеру. Он был посвящен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.
Выполнял обязанности префекта Новгородской семинарии, архимандрита Желтикова монастыря,
ректора Тверской семинарии, настоятеля Тверского Отрочиева монастыря,
епископа Кексгольмского и Ладожского.
В 1763 году Тихон был определен на место епископа Воронежского, но в 1767 году
по состоянию здоровья ушел на покой и поселился в Задонском Богородическом монастыре
в 90 километрах от Воронежа. В этом монастыре он провёл оставшиеся 16 лет своей жизни,
поэтому и вошёл в историю православия под именем Тихона Задонского.
Святитель Тихон по праву считается одним из авторитетнейших учителей христианской жизни.
Он прославился как выдающийся проповедник своего времени.
На его проповеди народ стекался отовсюду, т.к. были они просты, доступны всем,
в них умело сочетались церковный догмат с практическими поучениями.
Чтобы сделать священное писание более доступным людям, он перевёл на русский язык
Псалтырь с древнееврейского и Новый Завет с греческого.
Известен святитель Тихон и как самый популярный духовный писатель XVIII века.
Его главные литературные произведения: "Об истинном христианстве" (в 6 томах),
"Сокровище духовное от мира собираемое" (сборник кратких поучений), "Письма келейные"
и другие.
Пребывание Тихона в Задонске было наполнено иноческими подвигами и трудами.
Ночи он проводил в молитвах (спал не более 4-х часов), много занимался физическим трудом,
много усилий прилагал к достижению своего духовного совершенства.
Он часто повторял: "Чтобы творить добро, надо смирить свою гордыню".
Его любимым выражением было: "Прощение лучше мщения".
Ежедневно он щедро раздавал милостыню, принимал и умело утешал посетителей.
Особенно святитель любил беседовать с простым народом.
Записаны случаи исцеления его молитвами безнадёжно больных.
Сподобился он и дара прозорливости. В 1776 году, когда родился император АлександрI,
святитель предсказал многие события его царствования и, в частности,
победу России в войне 1812 года. Точно за три года он предсказал свою смерть.
Последние три года он вёл затворническую жизнь, проводя все время в молитвах.
Скончался святитель Тихон 13 августа (по ст.ст.) 1783 г. Похоронен в Задонском монастыре.
Вскоре после смерти у его гробницы стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.
Через 63 года в 1846 году, в связи со строительством на территории Задонского монастыря
нового храма, была вскрыта гробница Тихона, при этом тело его было обнаружено нетленным
и перенесено в новую гробницу.
В 1861 году по решению Священного Синода было совершено торжественное открытие мощей
и официальное прославление Тихона как новоявленного святого и угодника Божия.
Анна Никифоровна Листова преклонялась перед иноческими подвигами святителя Тихона.
Незадолго до открытия мощей чудотворца ей было видение, что "архиереем их обители
будет Тихон Задонский", поэтому она и ходатайствовала об освящении новой церкви в его честь.
Здание, где находилась церковь, было полукаменным: внизу каменное
(где помещалась кухня, кельи для сестёр и трапезная), вверху теплая деревянная
домовая церковь. Размер церкви был небольшой (11 метров в ширину и 22 метра в длину)
Святыней церкви была икона Богородицы "Экономисса", с Афона, присланная
в дар старцем Георгием. В церкви имелась серебряная церковная утварь,
пожертвованная благотворителями из Москвы. При церкви была построена деревянная
колокольня с 7 колоколами, самый большой из них весил 40 пудов. Колокола были
пожертвованы обители крестьянами сел Порецкого, Пои и благотворителями из Н.Новогорода.
Итак, женская обитель в Лукоянове была создана в 1855 году, а в 1887 году
Священный Синод своим постановлением утвердил создание в г.Лукоянове женской общины
с богадельнею для престарелых и безродных женщин "на средства из дворян девицы Листовой А.Н.,
наименовав ту общину Тихоновской". Начальницей общины была утверждена Листова А.Н.
16 ноября 1896 года Лукояновская Тихоновская община решением Священного
Синода была обращена в третьеклассный, того же названия женский монастырь,
"с таким числом сестёр, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства".
Монастырю вменялось в обязанность открыть богадельню и школу для девочек.
С 1893 года настоятельницей монастыря стала матушка Асенефа
(девица из дворян Александра Соколова) - монахиня Нижегородского
Крестовоздвиженского монастыря. В 1897 г она была возведена в сан игуменьи.
Матушка Асенефа руководила монастырём 24 года (до 1917 г).
Как отмечалось в рапорте благочинного монастырей архимандрита Макария:
"её управление было тихим и спокойным". За усердие в управлении обителью матушка Асенефа
в 1906 и 1908 гг. получила от Священного Синода благословление с грамотой
и трижды: в 1899, 1908, 1910 гг. Всемилостивейше награждалась
наперсным (нагрудным) крестом от кабинета Его императорского Величества.
Вся жизнь монастыря определялась Уставом, содержащим строгие правила общежития.
Вступать в монастырь могли девушки из любого сословия, в любом возрасте.
Вступающие на путь монашества начинали свою жизнь в монастыре трудниками.
Для них устанавливался испытательный срок в 1 год. Они жили в монастыре,
трудились и исполняли различные монастырские поручения. К ним присматривались,
особенно к их трудолюбию, терпению, смирению, послушанию, набожности.
Одежду они носили мирскую.
Прошедшие испытание становились рясофорными послушницами.
Они продолжали трудиться, но им уже полагалось особая одежда: подрясник, монашеский пояс,
особый головной убор, затем ряса (отсюда и название рясофорная послушница).
Затем, продолжая трудиться и исполняя все монастырские обряды, послушницы готовились
к постригу в "малую схиму" - монашество.
Во время обряда пострига сестры давали монашеские обеты: послушания, нестяжания, безбрачия.
На них надевалась особая одежда - мантия (отсюда название "манатейная монахиня",
т.е. монахиня в полном смысле слова). Монахиня во время пострига получала новое имя.
Духовные сестры, которыми считались послушницы и монахини, должны были беспрекословно
выполнять правила общежития и подчиняться настоятельнице.
За этим строго следили монахини уставщицы.
В документах архивного фонда Нижегородского епархиального совета упоминается имя
одной из уставщиц Лукояновского Тихоновского монастыря - монахини Нектарии
(мирское имя не известно). Она родилась в 1855 г.
и в 7-летнем возрасте стала послушницей Тихоновской женской общины.
В течение 50 лет (с 1872 - 1922 гг.) руководила монастырским хором,
была клиросной уставщицей, указной казначеей, т.е. руководила всем хозяйством обители.
В 1922г. она тоже была награждена наперсным крестом.
Пища, одежда и жилье у духовных сестер все было общее. В кельях жили по 5-10 человек.
Платье разрешалось носить только холщевое или шерстяное, черного цвета и одинакового покроя.
Любые развлечения и забавы запрещались. Все время сестры должны были проводить
в молитвах и труде. День обычно начинался в 4 часа утра с утренней молитвы,
затем следовало обеденное богослужение и вечерняя молитва.
Все время между молитвами и трапезами сестры трудились.
Каждая выполняла определенную работу: обрабатывали огород, шили одежду для монахинь,
ризы для священнослужителей, выпекали хлеб, ухаживали за больными, работали в поле,
на сенокосе, ухаживали за скотом и т.д.
Все сестры в Лукояновском монастыре были мещанского или крестьянского сословия.
Самое большое количество насельниц в монастыре было в 1906 году - 152 человека.
Из них: 30 сестер (19 монатейных монахинь, 11 рясофорных послушниц), 120 на испытании и
две девочки воспитанницы. В 1917 в монастыре было 147 насельниц из них:
монахинь -33, - послушниц -55, 56 на испытании и 3 девочки воспитанницы.
В клировых ведомостях церквей Тихоновского монастыря значатся следующие церковнослужители:
Померанцев Виктор Александрович (1869 -1876 гг.), Знаменский Алексий (1872-1898 гг.),
Покровский Иван Васильевич (1898-1904 гг.), Введенский Александр Павлович (1907-1914 гг.),
Грацианов Александр Николаевич (1915-1919 гг.), Введенский Павел Иванович (1919г.), диаконы:
Богородский Василий (1872-1898 гг.), Рудневский Александр Павлович (1901-1913 гг.)
Цветаев Павел Михайлович (1910-1919 гг.).
При матушке Асенефе вся территория монастыря была застроена и обнесена каменной оградой.
Главное внимание уделялось строительству каменного собора.
Строительство продолжалось 10 лет (с 1896-1906 г).
В 1901 г для собора был куплен колокол в 300 пудов.
Освящение собора состоялось в 1907 году. Центральный престол был освящен в честь
Покрова Пресвятой Богородицы, левый - в честь Преподобного Серафима и Святителя Николая,
правый - в честь Архистратига Михаила.
Кроме двух храмов на территории монастыря были построены: дом игуменьи, училищный,
живописный, клиросный, рухольный, хлебный, больничный корпуса.
Все постройки были одноэтажными, деревянными на каменном фундаменте.
Исключение составлял хлебный корпус, он был двухэтажным и каменным.
За оградой монастыря были построены: гостиный двор, два дома на Мещанской улице
для семей священника и диакона, корпус для рабочих и сестер, ухаживающих за скотом,
скотный двор, кузница, погреб и др.
Как и предписывалось решением Священного Синода монастырь жил за счет своих доходов.
Основной статьей дохода монастыря было занятие сельским хозяйством.
Монастырю принадлежало 250 десятин пахотной земли, 140 десятин леса,
24 десятины сенокосных угодий, 60 десятин негодной земли.
Своими средствами сестры обрабатывали 220 десятин, а 20 десятин сдавали в аренду.
Основная часть земли, принадлежащей монастырю, находилась в 12 верстах от Лукоянова,
на территории Б-Арской волости, рядом с селом Чиргуши.
В 1881 году А.Н. Листова купила у помещицы села Чиргуши Панютиной Варвары Федоровны
212 десятин пахотной земли, 62 десятины лесу дровяного, 5 десятин лесу вырубленного,
1 десятину под проселочными дорогами, 2 десятины под речкой, ручьем и прудом,
2 десятины под усадьбой. "А всего во всей окружной меже удобной и
неудобной земли 310 десятин" (Из купчей).
На этой земле был создан монастырский хутор.
На хуторе были построены 3 деревянных корпуса для сестер и рабочих.
Молотильный сарай с молотильной машиной, три амбара для зерна, скотный двор.
На хуторе содержался пчельник на 60 семей, имелась ветряная мельница.
Еще одна мельница у монастыря стояла на южной окраине Лукоянова,
на так называемой "Ветровой горе".
В 1886 году на хуторе была построена деревянная на каменном фундаменте часовня
во имя святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, в память праздновавшегося святым 1000-летия.
Кроме хутора монастырю принадлежало подворье в Н.Новгороде, на улице Острожной.
Оно состояло из двух небольших домов и деревянного флигеля.
Подворье было пожертвовано монастырю дворянкой Жеребцовой.
На подворье жили заведующая подворьем и четыре сестры сборщицы.
Хотя хозяйство монастыря и было большим, но доходов оно давало мало.
Земли были мало плодородными, доходы от подворья незначительными,
благотворительная помощь была небольшой. В клиросных ведомостях монастыря значится всего три
благодетельницы обители: Померанцева Анна, Болтова Елизавета Николаевна,
Агеева Пераскева Трофимовна.
Расходы же монастыря были большими. Надо было содержать сестёр,
много средств вкладывалось в строительство, монастырь на свои средства содержал богадельню,
больницу, церковно-приходскую школу, выплачивал жалованье учительнице
церковно-приходской школы. За счёт монастыря содержался клир монастырских храмов.
Девять человек служащих жили при монастырском хозяйстве и получали жалование.
В рапорте Благочинного монастырей, Архимандрита Аркадия, от 1908 года отмечалось,
что - "обитель по доходности бедная". Капитала практически не имела,
по неурожайному году нуждалась.
Монастырь играл значительную роль в жизни города.
Монахини помогали земской больнице в организации ухода за тяжело больными.
При монастыре действовала церковно-приходская школа, в которой обучались более 30 девочек,
затем туда стали принимать мальчиков. Монастырь брал на воспитание девочек сирот,
заботился об одиноких и обездоленных женщинах.
В 1917 году матушке Асенефе исполнился 81 год, она была уволена на покой,
но осталась проживать в монастыре.
Обязанности настоятельницы монастыря стала исполнять монахиня Серафима
(в миру Татьяна Князева) девица из крестьян, 1860 года рождения.
Она была пострижена в монашество в 1904 году в Лукояновском Тихоновском монастыре.
После революции советская власть начала гонения на церковь.
Церкви и монастыри стали закрываться и разрушаться.
Не миновала эта участь и Тихоновский монастырь в Лукоянове.
Происходило это постепенно. Притеснение монастыря началось с ликвидации его собственности.
В декабре 1917 года крестьяне с. Б.Ари разгромили монастырский хутор.
Сейчас о нем напоминает только пруд, который так и называется "Монашкин пруд".
В Лукоянове у монастыря стали отнимать разные постройки.
Под квартиры были заняты дом игуменьи, дома священника и диакона.
Кельи монахинь были заняты под тифозный барак.
Известны случаи возмутительного произвола, который чинили власти в отношении
насельниц монастыря. Об одном из них говорилось на заседании Президиума
Нижегородскаго Губкома РКП (б) 21 декабря 1917 года: "Анохин, работник чрезвычайки,
организовал обыск в монастыре с чрезвычайно варварскими и гнусными приёмами,
всех монашек заставили донага раздеться, выставили в ряд и во время обыска издевались".
Монахинь из монастыря выселили не сразу. В 1922 году они организовали
сельскохозяйственную трудовую артель. Эта артель просуществовала до 1928 года,
когда в соответствии с циркуляром Наркомата Земледелия РСФСР от 10 января 1928 г.
примонастырские колхозы были ликвидированы, т.к. было признано,
что "смешение религиозной общины с сельскохозяйственной невозможно".
11 декабря 1929 года было издано постановление Президиума Нижкрайисполкома
о закрытии Тихоновской церкви в г.Лукоянове и использовании ее здания под клуб.
О закрытии церкви ходатайствовали лукояновские железнодорожники, т. к.
"в Лукоянове ощущается острая нужда в помещении клуба".
Под клуб был отдан второй этаж Тихоновской церкви, а первый этаж,
где раньше размещались кельи и хозяйственные помещения,
был отдан под общежитие студентов Лукояновского мордовского педтехникума,
открытого в 1929 году, и общежитие студентов веттехникума.
Затем здание Тихоновской церкви было передано районному Дому Культуры,
который занимал его до 1975 г. до пуска в эксплуатацию в Лукоянове нового здания
районного ДК. Здание же бывшей Тихоновской церкви за ветхостью было разобрано,
а на этом месте в 1988 году был построен 12-квартирный дом для преподавателей педучилища
(ул. Горького д. 15).
В 1931 году на территории монастыря был разрушен и каменный собор.
11 сентября1931 года председатель Лукояновского горсовета поставил в известность
Нижкрайисполком о том что "бывший Тихоновский монастырь сломан весь",
а материал употреблен на строительство мастерской МТС, пенькозавода,
и железнодорожного депо. Тихоновский монастырь просуществовал в Лукоянове 75 лет.
По-разному сложилась судьба бывших монахинь Тихоновского монастыря.
Некоторые из них вернулись к родным, а одинокие доживали свой век маленькой общиной
на переулке Революционном, который лукояновцы чаще называли Монашкиным порядком.
Средства к жизни они добывали тем, что держали ангорских коз, пряли шерсть и пух,
на заказ вязали перчатки, носки и пуховые платки, стегали ватные одеяла,
делали бумажные цветы, венки, украшали иконы, раскрашивали пасхальные яйца,
читали над усопшими и т.д.
Сейчас о существовании монастыря напоминают несколько сохранившихся старых монастырских
построек, которые заняты под квартиры: дом игуменьи (ул. Горького д. 13),
бывшая богадельня (ул. Горького д. 23), дом священника (ул. Куманева, д.9),
бывшая иконописная мастерская (ул. Горького д. 19 а), помещения кухни и трапезной
(ул. Горького дд. 19 и 21), дом просвирни (ул. Куманева, д.).
Напоминают о монастыре и фамилии Рудневских и Милославских.
В завершении статьи обращаемся ко всем у кого сохранились какие-либо материалы
по истории Тихоновского монастыря: старые фотографии, воспоминания о бывших монахинях
монастыря, людях, которые были с ними знакомы и т.д. Всё это сделает сведения
по монастырю более интересными, точными и полными.
Сведения можно направлять в краеведческий музей.
Основанием для статьи явилось:
Сведения о Лукояновском Тихоновском женском монастыре, содержащиеся в Архивной справке
ЦАНО от 16 июня 2004 года.
Сборник архивных документов "Общество и власть. Российская провинция"
1917 - середина 30-х гг 20 в., Т1.
Статьи из Интернета "Жития святых"
Воспоминания старожилов города Лукоянова Афанасьева А.В., Громиловой С.М., Кондаковой А.Ф.,
Соловьевой П.Н. и др., связанные со священнослужителями Тихоновского монастыря.
От имени всех краеведов выражаем искреннюю признательность администрации
Лукояновского района и лично Самотканову А.А, Рябковой Т.М., Макаренковой Т.С за содействие
в оформлении запроса о сведениях по Тихоновскому монастырю в ЦАНО.
Глубокую благодарность приносим сотруднице ЦАНО Абросимовой Л.В.
за составление обстоятельной архивной справки по Лукояновскому Тихоновскому
женскому монастырю.
Кашина Г.И.
|