История села Б-Ари
Главная
История села
Образование
Стихи наших земляков
Фото сегодня
Об авторах
История села Б-Ари
 

П.Вачаев

Краткие сведения об авторе

Вачаев Павел Яковлевич - генерал-майор, участник Великой Отечественной войны. Родился в селе Б-Ари Лукояновского района, Нижегородской области в 192.. году. Всю жизнь посвятил службе советской армии. Находясь далеко от дома, он всё время поддерживал связь со своей малой родиной. Выйдя на пенсию, начал большую исследовательскую работу по истории своего родного села. В основе работы лежало серьёзное изучение архивных материалов и воспоминания земляков. Это одно из самых серьёзных исследований по истории всего Лукояновского района Нижегородской области. Умер Павел Яковлевич в 19.. году.

Об истории села (1991г.)

Низовские земли Ещё в IX-X веках территория среднего поволжья - Суздальское, Суздальско-Нижегородское, Нижегородские княжества была заселена племенами финского происхождения - Мордвой, Мещеряками и Черемисами. Московское государство свой центр имело в верховьях р.Волги. Земли по её среднему течению были крайними (нижними) его владениями на юго-восток. Эти земли в летописях названы Низовскими.

В начале XVIII века владетели Низовской земли решили оградить свои приволжские владения основанием в 1221 году Новгорода, Низовской земли или Нижнего Новгорода. Основатель города был Великий князь Юрий Всеволодович (1189 - 4.03.1238) С 1350 года Нижний Новгород по решению Великого князя Константина Васильевича стал центром Низовской земли, на которой проживало много мордвы. Желая закрепить за собой мордовскую землю, он выводил из Суздаля и других княжений и расселял по берегам рек Волги и Оки, Тёши (бассейн Оки) русских крестьян. Мордва оказывала этому расселению некоторое сопротивление, но вместе с русским народом участвовала в борьбе против тотаро-монгольского ига, в сраженьях на реке Вожже (1378г.), на Куликовом поле (1380г.), а также в походах царя Ивана IV ("Грозного", царствовал 1547-18.03.1584) на Казань. С падением Казанского ханства (1552г.) мордва вошла в состав Русского государства, что приобщило её к более высокой материальной и духовной культуре. Располагалась она главным образом в двух странах Арзамасского уезда - Утишном (в тиши лесов) и Залесном (за Шатковским лесом на юго-восток).

Историк А.А.Геракштов в исследовании "Арзамасская мордва по писцовым и переписным книгам XVII-XVIII веков" (Саратов, 1930) писал, что в этих двух странах "поражает обилие лесов сплошными массивами… Это лесное богатство сыграло большую роль в хозяйственной жизни мордвы. Были пашни и сенокосы, но почти 2/3 пахотной земли представляются мало пригодными для земледелия. Ещё более печальная картина с сенокосными угодьями"

В лесах жители занимались бортничеством (медосбором), охотой и поташным производством. Медосборщики (бортники) располагались "бортными угожиями ," добывая мёд "диких" пчёл. По книгам 1628г. При д. Чиргуши числился ряд бортных угожий, с которых жители платили в оброк больше 12 пудов мёду. Оброчные платежи продолжались и увеличивались до конца XVIII века, пока народ занимался бортничеством. Но времена и жизнь менялись. Ещё в 1677г. Выборные люди от той же д. Чиргуши показывали, что, после дедов и отцов своих они владели и медной оброк платили. "И те их угожия выжгли и пашню вычистили разных помещиков крестьяне". Речь здесь шла о крестьянах русских помещиков. Но среди крестьян были и такие, которые в эти доходные места приехали добровольно ещё до введения поместного землевладения, значительно раньше помещиков с холопами. Уже упоминавшийся А.А. Гераклитов писал по этому поводу в своих исследованиях: "русский бортник появился среди мордвы раньше служивого человека и раньше крестьянина русского помещика ботчиника". Бортничество, как промысел к концу XVIII века, сошло на нет.

На смену бортничеству в лесах пришло более выгодное - поташное производство ВXVII веке поташ принадлежал к числу к числу тех товаров, которые составляли казённую монополию, занимающий по ценности одно из первых мест. Между тем технология поташного производства была несложной. Дрова, преимущественно из дуба и ольхи пережигали в золу, из золы готовили жидкое тесто, которым обмазывали свежие еловые и сосновые поленья. Складывали их рядами в большие кучи, покрывая каждый ряд новым слоем золы. Кучу дров поджигали, получался большой костёр. Такие ряды поленья жгли и в печах, что признавалось более рациональным. Пережжённая, расплавленная в костре или в печи зола и составляла её новый вид - поташ. Поташные заводы назывались Будными станами, а печь для пережига именовалась будою. Получение поташа в Будных станах возрастало, его отправляли на мыльные, стекольные заводы, за границу. Занимались ли бортничеством наши далёкие предки? Вполне вероятно, что занимались. Такие фамилии, как Медоновы, пришли из бортных угодий. Чиргуши от Малых Арь находятся в 3-х километрах. Нетрудно предположить, что наши односельчане в средние века не стояли в стороне от модных ремёсел. Что касается поташного производства -тем более. Не исключено, что переселенцы из Будных станов получили прозвища, а потом и фамилии, например, Бударагины и др. Да и само слово "поташ" употреблялось вместо "костра". Поташи жгли под Новый год, сжигая всё плохое, что было в старом, при уборке картофеля, в холодную погоду, на отдыхе. При этом сжигали старую солому, ботву, хворост и редко дрова.

Итак, не исключено, что наши предки занимались или участвовали в поташном производстве. Но это ещё не всё. Арские мужики многие ремёсла осваивали. В "Географическом статистическом календаре Российской империи" за 1867 год д. Ари упоминается в ряду других деревень, где ковали гвозди, делали топоры, ухваты, подковы. Наверное, с тех пор появились семьи Кузнецовых и др.

Основным занятием (больше у малоарцев )было землепашество. На рубеже веков заметно выделялось молочное животноводство, но ещё раньше -садоводство и огородничество.

Какой национальности были арские жители? В большинстве своём, по национальности арские жители были русскими, но с примесью мордовских и татарских генетических корней. По сведениям 1859 года о составе населения значится: "В наличном составе населения губернии и доныне сохранились остатки иноплеменников, бывших там или стародавними обитателями этого края, как мордва и черемисы, или оставшиеся в некоторых местах от движения племён монголо-татарских, как татары". Вывод правильный. Возьмём хотя бы одно доказательство-арзамас или Арзамасский уезд, в составе которого были Ари.

Наиболее ранние сведения, которые удалось получить о д. Ари, встречаются в "Межевой книге Арзамасского уезда 1624-1625 г.г." Деревня находилась в поместье Осипа Симакова. Количество дворов не указано. Через 50 с лишним лет в "Переписной книге Арзамасского уезда 1678г." при упоминании деревень Ари и Малые Ари указано, что принадлежат они семье Ульяниных (Осип Симаков - сын Ульянина) и в них зарегистрировано: в д. Ари - 12 дворов крестьян и бобылей (40 человек мужского пола) и 2 двора задворных людей (10 человек мужского пола); в д. Малые Ари - 8 дворов задворных людей. Примерно считать, что задворные люди привезены или переселены из других мест землевладельцами. Бобыли -оставшиеся здесь солдаты другой национальности, другой веры. По религиозным убеждениям они не могли создать совместные браки, семьи. И только после того, как в 70-е годы17 века все жители были обращены в христианство, совершались смешанные браки, появились православные имена. Разнонациональные семьи говорили на господствующем языке -языке матерей. Через поколения язык и разговорная речь стали только русскими. Само название деревень - Ари мордовского происхождения и возникло на основе очень небольшого мордовского поселения, в удобном месте на левом берегу речки, на правом берегу возникли Малые Ари. Своим возникновением обязаны колонизационной деятельности арзамасских городовых дворян Ульяниных. Они захватили не принадлежащие им земли, посадили задворных крестьян, переселённых из других мест. Позднее "высочайшей милостью" захват был узаконен. После размежевания земель 1844-1845г.г. состав владельцев крестьянскими дворами и землёй в деревнях Большие и Малые Ари уточнился. До 1844г. владения были общими для 7 помещиков-родственников. После 1844г. владельцев крестьянских дворов осталось пять: Мустафины -58 дворов; Соловцовы-44; Ширяевы - 82; Заплаткина - 13; Ульянины-41 и сельцо Малая Аря.

В "Списке населённых мест по сведениям 1859г." под №3201 значится Аря Большая, а под № 3203 Аря Малая. К их характеристике приведены следующие данные: Аря Большая, владельческая, удаление от уездного города -10 вёрст, удаление от становой конторы (с. Салдаканово) 24 версты, количество дворов - 130, мужчин - 472, женщин - 588; Аря Малая, владельческая, удаление от уездного города -11 вёрст, удаление от становой конторы -25 версты, количество дворов - 54, мужчин - 205, женщин - 239. Всего населения - 1504 человека. Из приведённых данных видно, что к середине 19 века Ари были большим населённым пунктом. Вместе с материальной и генетической сторонами развивалась и духовность населения, всех его слоев. Возникла необходимость в увеличении средств духовного влияния. В 1805 году была построена каменная церковь. В церковном календаре за 1888 год сообщается: "Село Аря, церковь каменная, в честь Рождества Христова, построена в 1805 году, однопрестольная". Перед русско-японской войной в селе жило 2260 человек, из которых 1097 мужчин и 1169 женщин. Русско-японская война, события 1905 года, начавшаяся первая мировая война приостановила рост населения. Повлил и голод, вызванный засухой в году.

В начале 20 столетия с новой силой начало проявляться недовольство народа, жизнь которого ухудшалась. Особенно бурно крестьянское движение развивалось в Нижегородской губернии осенью 1905 года. За октябрь - декабрь в пределах губернии произошло 220 массовых крестьянских выступлений. 19 ноября 1905 года в Лукоянове и его окрестностях появились листовки Нижегородского комитета РСДРП с призывом: "Действуйте дружно, братья-крестьяне!"

В Б.Аре листовки распространял Павел Иванович Новиков. Царизму удалось сломать революционное движение. В начале 1906 года прокатилась волна массовых репрессий, обысков, арестов. Григорий Иванович Игнатьев за участие в революционных выступлениях 1905 года сослан в Сибирь. 9 ноября 1906 г. началась Аграрная реформа. Она представляла собой совокупность законодательных актов царского правительства о порядке выхода крестьян из общиныи закрепления в личную собственность наделённой земли. Каждый домохозяин - общинник получал право требовать закрепления своего надела в личную собственность со сведением своих земель в один участок - отруб или хутор. Для выкупа земли, а также для обзаведения сельхозинвентарём выдавались ссуды через крестьянский банк сроком на 5 лет. Реформа была названа в честь председателя Совета Министров Столыпина Петра Аркадьевича (02.04.1862 - 05.09.1911г.г.). Столыпинская реформа взбударажила крестьян. Сельское хозяйство получило новый толчок развития. Земледельцы собирали неплохой урожай, больше хлеба запасалось на зиму. Второй хлеб - картофель, квашеная капуста, сушеная огородная и садовая продукция были в достатке чуть ли не в каждом хозяйстве. Но всех недоимок крестьянин не избежал. Бедные семьи превалировали, признаки натурального хозяйства оставались как гарантия прожиточного уровня. Одежда и обувь у деревенских жителей чаще всего были самодельными, из самотканого материала или переработанной овчины и шерсти. Зимой ходили в лаптях, обматывая ноги суконками и портянками, а летом босиком.

Дети рано входили в трудовую жизнь. Справедливости ради следует отметить, что, кто больше и результативнее работал, тот и лучше жил. В семьях был достаток. Правда, слишком богатых почти не было, но долги занимались у состоятельных хозяев, предприимчивых и по-мужицки расчётливых. Но надо иметь в виду, что наряду с общим подъёмом по средним показателям уровень жизни большинства был низким. Много было "безлошадных" дворов. "Безлошадники" не могли обрабатывать свои наделы, поэтому сдавали их исполу. Хуже жили многодетные семьи, физически слабые мужчины и женщины. Ходили нищие. Большой процент семей не сводили концы с концами от одного урожая до другого. Занимали хлеб, зерно на семена, деньги. Во многих семьях или совсем не было тёплой зимней одежды, или валенки и шуба были одни на двоих-троих. Октябрь 1917 года открыл трудовому народу России широкую дорогу в большую жизнь. Большеарские крестьяне встретили победоносную революцию с исключительным подъёмом. Вскоре народная власть пришла в село. В 1918 году на волостном съезде Советов Михаил Николаевич Морозов был избран председателем Б-Арского волисполкома и Вручение грамот одновременно военным комиссаром. Под его руководством местные активисты проводили большую работу по укреплению Советской власти на местах, проводили сбор хлеба в пользу молодой республики Советов и Красной армии, вели решительную борьбу с дезертирами, с кулацкими бандами. 5 декабря 1920 года на 10 съезде Лукояновского уездного съезда Советов М.Н.Морозов был избран делегатом 8 Всероссийского съезда Советов. Навсегда остались в памяти Н.М.Морозова дни, проведённые на Всероссийском съезде Советов, встречи с В.И.Лениным. Он вспоминал: "Большой театр был полон народу. Выступал В.И.Ленин. С затаённым дыханием слушали доклад вождя революции о международном и внутреннем положении нашей страны, о плане ГОЭРЛО". Во время 8 Всероссийского съезда Советов М.Н.Морозову в числе других делегатов посчастливилось быть на приёме в рабочем кабинете В.И.Ленина. Владимир Ильич вместе с Калининым беседовал с делегатами, что называется с глазу на глаз.

В 1932 году на основании решений общих собраний граждан был образован исполнительный комитет Б-Арского сельского Совета с населёнными пунктами: с.Б.-Аря, М.-Аря, д. Тетюши, д. Докучаево, посёлками Восточный, Жижинов, Троицкий, Мишин, Красный Восток. В 1955 году Б.~Арский сельский Совет, на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР, объединился с Саврасовским сельским Советом, с населёнными пунктами: с. Саврасово и посёлок Пенькозавод. В октябре 1977 года с изменением Конституции ССР Советы депутатов трудящихся преобразованы в Советы народных депутатов. Исполкомом Большеарского сельского Совета осуществлялся контроль за деятельностью подведомственных ему колхозов и социально-культурных учреждений, расположенных на территории сельского Совета. С 1993 года 12 декабря новой Конституцией Р.Ф. введено местное самоуправление, где произошло разграничение на представительную власть в лице депутатов и исполнительную в лице администрации.

Повсеместная коллективизация дошла и до Больших Арь. В 1929 году в селе образовался колхоз "Сокол" из 9 хозяйств. Первым его председателем был Ф.Т.Волков, с помощью государства земля была обработана и засеяна. Богатый урожай, собранный в первый год, сыграл важную роль. Беднота потянулась в колхозы. Кулачество всячески старалось сохранить своё богатство, тайно и явно боролось с коллективизацией. Изо дня в день собирались большеарцы в доме бывшего помещика Елагина (в здании теперешнего детского санатория). Митинговали до хрипоты. Крепкое ядро бедноты и коммунистов - Я.И.Сластяев, П.Я. Кочетов, Ф.П. Волков, П.А.Жижинов, В.И.Мурсынин. Эти люди объединили вокруг себя бедноту, наиболее сознательную прослойку середняков и организовали колхоз. В конце 1930 года в Б.-Арях почти не стало единоличников. В 1930 году на первом собрании было решено обобщить скот и инвентарь. Особенно трудно было в первые дни после организации артели, - вспоминал Яков Изотович Сластяев.С чего начинать работу? Этот вопрос тревожил всех активистов.

Начинать надо с того, что дать имя колхозу, подсказывал уполномоченный крайкома товарищ Юрлов. - Затем изберите группу наиболее энергичных, надёжных товарищей, которые управляли бы делами колхоза. Много было предложений о названии колхоза. Но поскольку крестьяне встали на новый путь преобразования деревни, приняли решение: именовать колхоз "Путь к социализму". Яков Изотович Сластяев был избран первым председателем.

Наступила весна 1930 года. Надо было готовиться к севу. И колхозники готовились. Собрали нехитрые орудия земледелия, семена, тягловую силу. Тщательно отремонтировали плуги, бороны, хомуты. Отвеяли зерно. Как могли лучше кормили лошадей, чтобы не осрамиться перед единоличниками. Первую весну колхозники не подкачали. Хорошо провели сев, а потом собрали урожай.

В 1931 был получен первый трактор "Фортзон", построен двор для лошадей, склады для хранения зерна. Год от года креп колхоз, набирался сил, оснащался техникой. Был открыт мед. пункт, отделение связи. В 1936 году колхоз был разделён на 3 колхоза: "Путь к социализму", "1Мая", "Имени Когановича". Колхозное хозяйство крепло. Выросли животноводческие постройки, организовались фермы крупно рогатого скота, овец, свиней.

И вдруг- война! Страшная беда нависла над страной. Проводили своих людей и большеарцы с наказом: "Стоять насмерть!" и они стояли. 321 человек погиб на поле брани.

Приспособление для работы с зерном В колхозе работали от зари до зари. Прихватывали и ночи. Где труд под силу только мужчинам, трудились женщины. Ни клочка земли не оставляли пустовать большеарские труженицы. Давали полной мерой хлеб, молоко, мясо, сено и другую продукцию. В мае 1945 года страна отпраздновала Победу над врагом.



 


Главная * История села * Образование * Стихи наших земляков * Фото сегодня * Об авторах

Hosted by uCoz