Дом культуры Тольского Майдана
Главная | История | Во время войны | Колхоз | Школа | Библиотека и клуб | Село меняет облик | Свидетельство фото | Село сегодня | Авторы |










Школа

Лукояновский уезд вплоть до Великой Октябрьской революции представлял собой темный угол Нижегородской губернии. Если в целом число неграмотного населения составляло почти 80 проц., то в Лукояновском уезде — 85 проц. Особенно велика была неграмотность среди мордовского населения.

Только начиная с 1827 года в уезде начинает медленно развиваться школьное дело. До 1840 года продолжало оставаться одно уездное двуклассное училище, открытое в Лукоянове в 1827 году. За двадцать лет, с 1841 по 1861 годы в уезде было открыто несколько народных училищ, в том числе и в Тольском Майдане.

"В документальных материалах Государственного архива Горьковской области в ведомости о числе училищ, учащихся и учащих за 1903 — 1904 г. г. в графе "название училища и год их открытия" называется: Тольско-Майданское — 1847 год. В 1903 — 1904 учебном году в училище было 2 учителя, учеников 144, в том числе мальчиков — 113, девочек — 31. Окончило училище всего 16 человек. Поступило от земства на содержание училища 415 рублей" (ГАГО, фонд 49, за 1904 г., опись 246).

Одним из первых учителей в селе был Морозов Лев Васильевич. В 1894 году в селе было построено здание школы, но место это было отдано под усадьбу дьякону и школу в 1902 году построили на месте нынешнего продовольственного магазина. И хотя занимались в школе неполный учебный год, хотя большинству ее учеников, как правило, из-за материальных трудностей не удавалось закончить полный курс школы, все-таки школа давала достаточно знаний, а главное на многое в жизни открывала глаза. Недаром благодарная память сельчан надолго сохранила имя Короната Александровича Васильева — последнего из учителей этой школы дореволюционного времени. Суетнов М. И.

По-настоящему родилась школа в Т.-Майдане только после Великого Октября. Народ потянулся к знаниям. Школа стала быстро расти и уже не могла работать без специального здания. Население перевезло в село и передало школе бывший помещичий дом. По сравнению с сельскими избами он казался огромным и красивым, даже с балконом. Но и в новом здании скоро стало тесно. К 1930 году в школе было 8 классов с 320 учащимися. Она уже не вмещалась в бывший помещичий дом, и ей были переданы несколько бывших кулацких домов. Заведовал школой М. И. Суетнов.

Устимов А. И. С 1931 — 1932 учебного года школа была реорганизована в семилетнюю, называлась она школой крестьянской молодежи — ШКМ, а с 1934 — НСШ. Первым директором семилетней школы был Шутов М. В., а с 1932 г. — Устимов А. И. В 1934 году состоялся первый выпуск НСШ. В те времена еще далеко не полностью было изжито такое наследие царской России, как неграмотность, и семилетнее образование было немалым. Вот почему часть первых выпускников школы — Вязанкин А. Д., Поливцев А. В., Поливцев С. Н., Сорокина А. Г. и некоторые другие, сразу же по окончании школы были приняты на учительскую работу.

С появлением семилетней школы остро встал вопрос о здании: учеников стало так много, что и бывший помещичий и кулацкие дома всех учащихся вместить не могли. Рассчитывать на строительство за счет бюджетных средств было нельзя, так как они были направлены на строительство других пяти школ района. Тогда население решило построить школу за свой счет. Колхозники завезли необходимое количество леса, а кирпич был взят из церкви, заложенной до революции, но так и незавершенной. Строительство самого большого по тому времени школьного здания заняло несколько лет и 1 мая 1934 г. школа справила новоселье. Таким образом, было положено начало инициативному строительству школ в районе, хотя в полной мере этот опыт смогли повторить лишь в Неверове. В остальных селах района за счет средств населения было преобразовано под школы много различных зданий, особенно церквей.

В 1935 году школу возглавил Петр Иванович Савин, а с 1937 года опять Устимов А. И. Долгов Я. Ф.

Многие выпускники школы стали потом преподавателями в школах, техникумах, вузах: М. Назарова, М. Тимошин, И. Вязанкин, Е. Тимошина, А. Меньков, И. Поливцев, П. Воденеева м заслуженная учительница школы РСФСР. Посвятили себя учительскому труду выпускники школы 1938 года Е. Куранова, П. Максатова, А. Мелехин, П. Меньков, М. Поливцев, поступившие затем в Лукояновское педагогическое училище. Агрономами, врачами, инженерами стали В. Паньшин, Н. Рыжов, М. Юдина, Н. Менькова, Ф. Будикова; И. Г. Страхов стал потом главным агрономом в своем колхозе, В. Лисин — капитаном корабля, Я. Долгов и П.Синицын — военными летчиками.

Устимов Н. И. В этот период (30-е годы) в школе работали М. Е. Соловьева, А. И. Хлесткова, В. К. Андрюшкина, М. И. Рульнова, а по старшим классам — Н. И. Устимов, И. А. Соловьев. Прибыло молодое пополнение — М. И. Валькова, В. Д. Баканова, А. М. Журавлева, П. П. Морозова, а также К. И. Кантерин, А. М. Солонина, Н. Ф. Кирюшин. В Преображенской начальной школе работала П. Д. Шведова. В 1939 — 1940 г. г. А. И. Устимов, Н. И. Устимов, И. А. Соловьев, В. Д. Баканова, А. М. Журавлева, П. Д. Шведова и Н. Ф. Кирюшин стали коммунистами, в школе стала работать партийная организация. Соловьева М. Е.

Педагогический коллектив постоянно учитывал, что воспитание и обучение не будут успешными, если не прививать детям прилежания к труду. Первое, что решил педколлектив, это обзавестись пришкольным участком, на котором затем по заданию и рекомендации Всесоюзного института растениеводства было проведено множество опытов по сортоиспытанию, агротехнике возделывания различных культур. Впервые испытывались такие культуры, как южные сорта конопли, сахарная свекла и другие.

В 1939 году Тольскомайданская школа стала средней, а количество учащихся в ней достигло почти 800. Школа продолжала совершенствовать опытническую работу, сочетая ее с изысканием форм непосредственного участия школьников в колхозном производстве. Эта работа вызвала большой интерес не только среди учителей, но и среди учащихся. Например, М. Бухарев, тогда юннат, а затем учитель этой школы, в 1940 году был участником всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а Варя Тимошина и Катя Волкова были удостоены звания участника выставки с занесением в книгу почета Горьковской области. Опыт работы школы изучался в 1940 году на второй областной и Всеросийской научно-педагогических конференциях. А когда Прибалтика стала советской, то школа стала шефствовать над средней школой №2 города Раквере Латвийской ССР, помогая ей быстрее освоить советские методы работы. В 1940 — 1941 году в школе было 713 учащихся. Соловьев И. А.

В годы Великой Отечественной воины учащиеся и учителя школы принимали самое активное участие в колхозных работах по уборке урожая. Зимой 1942 года пионеры школы, во главе с пионервожатой Шурой Коралбельщиковой собрали 250 книг для раненых воинов, находившихся на лечении в госпитале г. Лукоянова. А сколько было выращено зеленого лука для раненых! Выращивали лук пионеры дома, а затем каждую неделю отправляли его в госпиталь. В июне 1942 года в Тольский Майдан прибыли эвакуированные из Ленинграда 150 детей. Они были окружены заботой и вниманием. Долго потом ленинградские дети вели переписку с нашими пионерами.

В 1941 году директором школы стал Агеев Иван Григорьевич. В первый военный год были мобилизованы А. И. Устимов, К. И. Кантерин, С. П. Абрамов, В. А. Будиков, но школа получила удачное пополнение учителей из числа эвакуированных (Б. И. Ромашов, супруги Сургучевы), а также из числа молодежи: К. И. Виноградовой, Е. М. Сорокиной, П. П. Мелехиной, Л. И. Меньшовой.

Первый выпуск десятиклассников состоялся весной 1942 года — в очень тяжелое время воины. Многим выпускникам, в том числе и девушкам пришлось прямо со школьной скамьи идти на фронт — М. Козиковой, Т. Чебачевой, Т. Пиюнкиной, Л. Корабельщиковой, но не всем довелось вернуться к родным очагам. Погибли учителя Н. И. Устимов, К. И. Катерин. Некоторые выпускники, Е. Разумов, Н. Котов и некоторые другие продолжали службу в армии, другие успешно продолжали обучение и стали потом специалистами высокой квалификации. Так, А. Котов стал инженером, кандидатом наук, помогал строить завод антибиотиков в Индии; преподавателем института стал Вл. Зубанов, инженером — М. Корабельщиков, хирургом — Б. Скрипилев.

Меркулов П. Ф. Агеева И. Г. на посту директора сменил Петр Федорович Меркулов, который директорствовал по 1946 год. Это был самый тяжелый период. Наиболее трудной проблемой была заготовка топлива. Дрова заготавливали и привозили из леса учителя, технички и ученики старших классов. Большую помощь оказывали женщины-колхозницы. Проявлялась большая забота о всеобуче, осуществление которой в годы войны было очень трудно, многие дети были раздеты и разуты. Тогда организовали сбор овчин и шерсти у населения. Овчины выделали и пошили полушубки, а из шерсти скатали валенки, и все это было роздано детям. Колхоз выделил для школы земельный участок в 10 гектар, на котором выращивался картофель для бесплатных горячих обедов.

Большую заботу школьники проявили о фронте. Сотни посылок с теплыми вещами, любовно вышитыми носовыми платками и кисетами отправила пионерская дружина на фронт. В фонд помощи детям погибших фронтовиков было внесено по району 87 тысяч рублей и 1 тысячу пудов картофеля и овощей. Так, Ивняговской начальной школой внесено — 230 руб., Преображенской начальной школой — 680 руб., Калининской начальной школой — 750 руб., Т.-Майданской средней школой — 8050 руб.

Вместе с пионерами области пионеры нашей школы активно собирали средства на постройку боевых машин. Газета "Правда" 23 марта 1972 года опубликовала статью "И был построен танк". Вот о чем писала "Правда": 30 лет назад, 10 марта 1942 года в "Правде" было опубликовано сообщение: "Танк "Горьковский пионер" громит врага". Воины сообщали пионерам, что их машина 264 раза ходила в атаку, уничтожила сотни гитлеровцев, 12 дзотов, 6 танков, раздавила 16 противотанковых пушек, 14 блиндажей, 34 пулеметные точки, 8 зенитных установок. Сбор средств на строительство этой машины начался в декабре 1941 года, а 18 января 1942 года делегаты пионерских дружин передали танк воинам.

Вслед за тем было решено собрать средства на постройку боевого самолета. Ребята старались не брать деньги у родителей, а заработать их сами. Только на полях области ежегодно работало более 100 тысяч ребят. За помощь фронту горьковские пионеры и школьники дважды получали благодарность Верховного Главнокомандования (Правда, 1972 г.). Новиков В. П. Разумов Л. В.

Отгремела Великая Отечественная война. Советские люди вновь вернулись к мирному созидательному труду. Педагогический коллектив школы пополнился демобилизованными учителями-воинами. В их числе П. Н. Сорокин, А. Н. Мелехин, Н. К. Суетнов, В. П. Новиков. А потом Н. С. Сорокин. Еще раньше по ранению пришел в школу А. Н. Богомолов. В 1946 году директором школы стал Лев Васильевич Разумов. Работал он до 1954 года. Нелегкими были годы восстановления страны. Школьное здание уже не могло вместить большое количество учащихся. К этому времени в школе обучалось 750 человек. Занятия проводились в три смены. С большими трудностями было отстроено к началу 1948 года второе здание, построенное еще до начала войны.

С середины сороковых годов значительно обновился коллектив учителей. Он оставался почти стабильным на протяжении 40 — 70 годов. В школе в этот период работали: П. Н. и Е. М. Сорокины, А. Н. и П. П. Мелехины, Н. С. и К. И. Сорокины, М. И. и В. И. Букаревы, Е. И. и В. П. Новиковы, С. И. и М. Ф. Табелевы, а также А. В. Дерябина, О. В. Евдонова, Н. К. Суетнов, П. П. Устимова, Н. Д. Шарганова, Л. В. Минькова, П. Н. Соловьева. Букарев М. И. Букарева В. И. Возглавлял педколлектив в течение 20 лет Павел Николаевич Сорокин. Заведующим учебной частью школы в продолжение 27 лет работал Алексей Никандрович Мелехин. Сложился исключительно трудолюбивый и инициативный коллектив.

Большинство учителей не жалея ни сил, ни времени проводили значительную дополнительную работу с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях, а также большую и содержательную, воспитательную работу. В школе обучалось 878 учащихся. Учитель учился жить и жил интересами села, оправдывая высокое звание идеологического борца партии. Он не был гостем ни в бригаде, ни на ферме, ни в клубе — он был активным участником всех дел: лектором, агитатором, пропагандистом, участником художественной самодеятельности, он был учителем — общественником.

Коллектив учителей школы поставил перед собой главную задачу — не только дать прочные и глубокие знания школьникам, но научить их учиться.

Но как научить детей учиться? Как сделать учение школьника плодотворным и успешным? Как развить их мышление, способность и стремление самостоятельно добывать знания? Пожалуй, нет педагогического коллектива, который бы в своей повседневной деятельности не стремился решать эти задачи.

Мы нередко жалуемся на то, что ребята недостаточно заинтересованно и ответственно относятся к учению, но сами по-настоящему не вникаем в причину этого. Поэтому педагогические меры сводятся или к увещеванию, или к стремлению сделать уроки занимательными, часто в ущерб внутренней логике урока. Постоянные призывы к активному мышлению (думайте все) еще не учат ученика мыслить. Шарганова Н. Д. Шведова А. Д.

А умеют ли ученики слушать? На первый взгляд этот вопрос может показаться несколько наивным. В самом деле, учащиеся только и делают на уроках, что слушают. А между тем, дело с развитием навыка слушать, обстоит, откровенно говоря, плохо. Рациональными навыками слушания обладают немногие.

А возьмите домашние задания?

Ни на одном уроке ученик не предоставлен самому себе в такой степени, как дома. Вот почему подготовка ребят к выполнению домашней работы, руководство ею — одно из непременных условий успешной работы. Домашнее задание — это значительная деталь урока, пренебрежение которой жестоко мстит учителю. Но всегда ли на уроке ребята подготовлены к сознательному выполнению домашних заданий? Опыт показывает, что многие из них не понимают задания, так как учитель дает его на скорую руку, на перемене, стараясь перекрыть голосом звонок и общий шум в классе.

Следует признать, что если учитель располагает уже разработанной методикой преподавания и опытом, то ученик не только не обладает мастерством учиться, но часто бывает беспомощным на уроке и дома при выполнении домашнего задания и теряет непроизводительно много времени и энергии. А школа должна дать ученику радость познания.

Это обстоятельство и заставило нас обратить серьезное внимание на условия рациональной организации учебного труда школьников, чтобы научить их учиться, привить им вкус к учебе, к учебному труду. Работая несколько лет над темой "Как учить учиться" мы логически подошли к системе научной организации труда (НОТ школьника).

На протяжении ряда лет были проведены десятки методических совещаний и семинаров с учителями школы. На них систематически обсуждались вопросы научной организации труда, например: "Каковы особенности усвоения различных предметов. Каковы механизмы работы памяти и мышления, внимания и воображения. Какова техника заучивания различных учебных предметов. Как работать над книгой, картой, с приборами. Как рационально и творчески готовить домашние задания. Как проверить качество своих знаний, обнаружить допущенные ошибки и т. д.".

Затем учителя систематически проводили беседы с учащимися на такие темы: как научиться слушать рассказ учителя, как научиться мыслить, как лучше запомнить, как работать с книгой, как научиться быстро и осмысленно читать и т. д.

По линии комсомольской работы при комитете был создан специальный сектор НОТ — "Школа комсомольского актива" для обучения рациональным навыкам общественной работы, например: "Как стать организатором", "10 советов для пионерского и комсомольского актива" и т. д. Большую пользу комсомольцам оказали практические занятия на семинарах "Как провести комсомольское собрание", "Как подготовить доклад", "Как выпустить стенгазету".

Школа По пионерской линии пропаганда НОТ проводилась через "Школу вожатых", в отрядах готовились и проводились сборы "Учись учиться". Классные руководители вели такие беседы, как "10 заповедей как хорошо учиться", "Приглашение к уроку", "Познай самого себя", "Цена минуты". По учебной линии — на уроках систематически прививались учащимся рациональные приемы в учебе, навыки разумного и экономного использования своего времени.

Но на пути внедрения научной организации труда лежит серьезнейшее препятствие — психологический барьер недоверия учителя к тому новому, что появляется в практике передовых школ. Надо убедить учителя в важности проделать дополнительную работу, которая необходима, когда начинаешь новое дело. Надо, в буквальном смысле этого слова "заболеть" этой идеей, ибо казенного отношения она не терпит. Сколько бы учитель ни пропагандировал идею HOТ, его старания не принесут большой пользы, пока он своим личным примером не покажет высокую степень организованности. НОТ учителя — это четкость ведения уроков, лаконичность и ясность речи, обилие проделанной работы, и, конечно, готовность к уроку. Все под рукой, все расставлено, все предусмотрено. Очень часто учителя, особенно гуманитарных предметов, в стремлении доходчивее объяснить материал урока, включают массу деталей, но упускают при этом главное — вычленить стержневые вопросы, четко показать, что ученик должен твердо знать и запомнить, а что дается как иллюстрация к сказанному. Следствием этого и является попытка ученика выучить весь текст, а часто просто механически вызубрить его.

О качестве знаний в этом случае говорить излишне. Перед научной организацией труда первейшая задача — создание такой обстановки в работе школьника, чтобы устойчивый интерес и бодрое настроение всегда сопутствовали ему на всех этапах обучения.

Исчерпать эту тему просто невозможно. Однако следует помнить, что НОТ — это не просто сумма отдельных средств, а стройная система работы, средство повышения педагогического мастерства учителя и эффективности обучения. Вся эта работа дала несомненные результаты. Не десятками, а сотнями надо считать выпускников школы, ставших инженерами и учителями, врачами и агрономами, юристами, организаторами промышленного и сельско-хозяйственного производства и просто замечательными рядовыми тружениками, прекрасно знающими свое дело, высокограмотными и культурными. Так, из 26 выпускников школы в 1965 году 11 человек в этот же год поступили в высшее учебное заведение. Среди них А. Брагов, Л. Журлова, А. Мелехина, Н. Пиманкин, Т. Суетнова поступили в университет. Ныне Брагов А. — кандидат технических наук, Журлова Л. и Пиманкин Н. — преподаватели вузов, Мелехина А. — программист ЭВМ, Суетнова Т. — воспитатель.

Кандидатом наук стали — Суетнов В. П.; Юрий Кочетов — кандидат экономических наук, доцент Ленинградского экономического института, один из авторов учебника по экономике для вузов.

За время существования средней школы из ее стен вышло около 1200 человек. Но в 80-е годы количество учащихся значительно сократилось и сейчас в школе насчитывается всего 70 человек. Коллектив учителей почти полностью сменился.

Что же касается воспитательной работы, то педколлектив 40-70-х годов не только бережно хранил богатые традиции школы по трудовому воспитанию, но и приумножал их. Привлечь к активному труду всех учащихся (в том числе и к труду учебному), а главное — добиться осознания ими общественной значимости своего труда — вот основное направление воспитательного воздействия педколлектива школы. Ведь гораздо легче школьников обязать и заставить что-то сделать для общества, чем воспитать у них потребность сделать это по собственному убеждению.

В годы войны старый сад погиб, пришел в запустение пришкольный участок. Необходимо было обнести изгородью весь участок, занимающий площадь 3,5 гектара, восстановить и расширить сад, совершенствовать опытническую работу применительно к новому времени. И педколлектив горячо взялся за это. Вырос при школе новый сад — больше и лучше прежнего. Зеленым ожерельем опоясала сад березовая аллея. На больших земельных делянках стали ежегодно закладываться разнообразные и интересные опыты, о чем говорят многочисленные почетные грамоты областного комитета комсомола, Райкома ВЛКСМ и РОНО, а в 1963 году Тольскомайданская школа была награждена дипломом Министерства сельского хозяйства и ЦК ВЛКСМ за высокие показатели во Всероссийском конкурсе на лучшую постановку опытнической работы.

В этом же году в Москве открылся первый Всесоюзный слет членов ученических бригад. Участницей слета была ученица школы Нина Тюрина. Уборка картофеля

Учащиеся школы ежегодно оказывали большую помощь колхозу в уборке картофеля и заготовке веточного корма. Для закладки государственных полезащитных полос собрано 5 тонн желудей. Десятки тысяч деревьев зеленеют вдоль дороги Лукоянов — Ужовка, посаженных учащимися школы. Ежегодно школьники участвовали в сборе лекарственных трав. Выращен и передан колхозу сад на площади 12 гектар. При постройке школьной мастерской потребовался щебень для фундамента. Но его не было. Тогда учащиеся организовали сбор камней. Их собирали на полях колхоза. Школа получила десятки кубометров необходимого строительного материала, а поля очистилсь от камней.

Проведение опыта Наши юннаты были трижды участниками областной выставки юных опытников, а бригадир школьной производственной бригады Лида Богова в декабре 1971 года по путевке комсомола посетила ВДНХ.

Руководил опытнической работой в школе М. И. Букарев. А сколько почетных грамот и дипломов получили школьники за участие в турнире "Смекалистых", в "Путешествии по любимой Родине". Кроме дипломов (ими школа награждалась трижды), за участие в турнире "Смекалистых" получила Вторую Всесоюзную премию (15 фотоаппаратов "Зоркий", физприборы).

Выращивание для колхоза семенного картофеля, цыплят, уход за телятами, разведение кроликов, сбор макулатуры и металлолома, сбор семян яблок и косточковых, озеленение улиц села наряду и с производительным трудом в колхозе — тысячи больших и малых дел на счету тольскомайданских пионеров и школьников.

Главная | История | Во время войны | Колхоз | Школа | Библиотека и клуб | Село меняет облик | Свидетельство фото | Село сегодня | Авторы |
Hosted by uCoz