|
(
Выступление Смольковой В.Н.
)
В настоящее время происходит активное обновление содержания и методов начального образования,
вызванное происходящими в нашем обществе изменениями.
Появилась возможность альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образования, в частности, внимание стало акцентироваться не на знаниях, умениях, а на проблеме общего развития школьников, повышенное внимание стало уделяться экологическому образованию.
Новое содержание образования потребовало создания новой методики подготовки будущих учителей,
в том числе и методики подготовки студентов к преподаванию учебных дисциплин,
составляющих "Окружающий мир".
Настоящее пособие представляет собой опыт создания такого курса.
В пособии внимание акцентируется на общих вопросах методики ознакомления младших школьников с окружающим миром. Даётся характеристика вариативных курсов, утверждённых Министерством образования РФ и действующих в настоящее время.
До последнего времени не выделялось специального образовательного компонента "Окружающий мир" в структуре учебных дисциплин - такого учебного предмета.
Ближе к "Окружающему миру" стояло школьное "Природоведение". Предметом школьного природоведения была природа и использование её человеком.
В "Окружающем мире" предметом изучения является всё окружение человека - как природное, так и социальное.
Настоящая методика является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающий в себя элементы методик преподавания естествознания, обществоведения, географии им методику экологического образования.
Каждая из названных методик связана с соответствующими науками:
-
естественными - биологией, физической географией, с геологией, климатологией, почвоведением, астрономией, физикой, химией.
-
обществоведческими - историей, экономической и социальной географией.
Эти связи имеют место и в настоящей методике. Они проявляются по двум направлениям:
-
по линии содержания
-
по лини методов
Методика изучения "Окружающего мира" и экологического образования связана с возрастной физиологией и школьной гигиеной.
Особое место среди научных дисциплин, с которыми связана методика, занимает экология.
Особый интерес для методики изучения "Окружающего мира" и экологического образования представляют экология человека,
изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой.
Методика изучения курса "Окружающий мир" связана с разделами педагогики, исследующими все 3 составляющие процесса образования - с вопросами теории обучения, воспитания и развития личности. В настоящее время в педагогике получает развитие новое методологическое направление,
в рамках которого разрабатываются общие вопросы экологического образования - экологическая педагогика.
Как педагогика в целом, так и её отдельные подразделения, в том числе и методики изучения школьных дисциплин, опираются на психологию. Непосредственно с экологическим образованием связан особый раздел общей психологической науки - экологическая психология, изучающая вопросы воздействия природных (экологических) факторов на психику человека.
В настоящее время получила развитие и экологическая психология, предметом которой является экологическое сознание человека, результаты исследования которой учтены в настоящей методике.
Проанализировав учебное пособие XXI века Анатолия Владимировича Миронова "Методика изучения окружающего мира в начальных классах" можно сказать, что нам преподавателям методики преподавания естествознания необходимо и нужно использовать это учебное пособие. Весь материал этого учебного пособия детально, тщательно проработан, много нового в этом пособии, что нет в других учебных пособиях, которые мы используем на уроке. Это методика преподавания природоведения - автор Пакулова, Кузнецова; Метод обучения естествознанию и экологическому воспитанию в начальной школе - автор Петросова, Голов, Сивоглазов. При подготовке к уроку использовали несколько источников, включая и педагогику и психологию. В этом учебном пособии всё это учтено. Все главы учебного пособия пронизаны интегрированность, экологическим образованием, развивающим обучением.
Главы учебного пособия, которые мы можем использовать на уроке методики следующие:
Введение
Вопросы истории изучения окружающего мира в начальной школе.
-
становление и развитие начального естествоведческого, географического исторического образования (дореволюционный период);
-
начальное естествознание, география, история в современной школе;
-
ознакомление младших школьников с окружающим миром на современном этапе (1984 г.)
Материальные средства обучения
-
Функции среднего обучения
-
дидактические средне используемые на уроке
-
наглядные объёмные пособия
-
использование глобуса
-
плоскостные наглядные пособия
-
географические карты и работа с ними
-
классный уголок "Мир вокруг нас"
-
отдел живой природы
-
экологический и краеведческий отделы
-
учебно - опытный участок. Сельско - хозяйственный участок. Экологическая тропа (учебная). Географическая площадка.
Формы организации изучения "Окружающего мира"
-
Уроки
-
требования к уроку
-
подготовка учителя к уроку. Планирование урока.
Разработка урока генитирированно с русским языком.
Тема "Природа и человек. Охрана леса. Упражнения в распознавании времени и лица глаголов".
Структура урока, типы уроков.
экскурсии
формы внеклассной и внеурочной работы даны разработки мероприятий
Методистам и учителям начальных классов можно использовать на уроках эти разработки.
Методические особенности вариативных курсов "Окружающего мира"
Даёт возможность при ознакомлении с программами студентов, учителей выбрать более доступную , интересную программу.
Методы образования в области "Окружающего мира"
В этой главе среди всех методов, используемых на уроке, есть и многое интересное отмечающее это учебное пособие от других, хотелось бы отметить следующие. Выделяются методы стимулирования познавательного интереса и формирования отношений, проблемно поисковых методов - эвристических методов. Особое место занимают:
-
познавательная (дидактическая игра), игра - путешествие, конкурс - аукцион, ролевые игры, имитационные игры, компьютерные игры, экологические игры, занимательные упражнения (загадки, викторины, кроссворды)
-
методы и приёмы формирования знаний
-
словесные методы
-
наглядные методы
-
опыты
-
проблемно - поисковые методы
В этом пособии освещены методы и приёмы формирования отношений, что нет в других учебных пособиях.
-
методы формирования субъективного отношения (он заключается в стремлении поставить себя на их место - окружающих людей, живых существ):
-
метод экологической гедентификации (от лат. "отождествлять") - заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружая себя в ситуацию, в которой этот объект находится. (водоём - рыбы подо льдом);
-
метод экологической эмпатии (с лат. "сопереживание) - заключается в стимулировании сопереживания личностью состояния природного объекта, сочувствия ему. (Что сейчас чувствует животное?)
-
метод экологической рефлексии - (обращение назад) - стимулирует сознания личностью того, как её поведение могло бы "Выглядеть" с точки зрения тех природных объектов "интересы" которых она затрагивает. (комнатные цветы - полив. Что они о тебе подумают, если их не поливать?)
-
Методы трансформации отношений олицетворения в отношении субъектификации
-
Метод сочетания элементов очеловечивания природы с научными представлениями об изучаемых объектах и явлениях при постепенном увеличении доли последних. (растения жалуются на то, что им больно, когда ломают);
-
Метод эмоционального (нравственного) противопоставления природных объектов человеку. (приём сравнения "нравственных" качеств человека и животных) (человек, волк);
-
Метод ознакомления детей с истоками бытующих негативных антропоморфических характеристик некоторых объектов природы. (отношение людей к лягушкам).
-
Методы формирования чувства родства с природой
-
Метод поиска сходства природных объектов с человеком.
Этот метод может быть реализован с помощью приёмов:
-
выявление морфологического сходства
-
выявление физиологического сходства
-
выявление поведенческого сходства
-
проведение аналогий при пользовании экологическими понятиями
(цепи питания экологических пирамид)
-
метод обращения к истокам
(родство человека и других природных объектов по происхождению)
Приёмы:
-
Введение в содержание природоведческих элементов эволюционного учения, и в частности вопроса о происхождении человека от человекообразных обезьян;
-
использовании терминологии, принятой среди родственников.
("родная ты моя" - по отношению к кошке)
-
Методы формирования эстетических отношений к природе
-
метод обращения внимания на внешние проявления гармонии природы.
(яркость красок, многоцветие, симметрию и сложные формы)
-
метод раскрытия внутренней гармонии природы.
(экскурсии - обратить внимание на красоту минералов, окаменелостей и т.д.)
-
метод "сгущения" красоты природы средствами искусства.(стихи. рассказы, сказки)
-
Проблемно - поисковые методы
-
Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему, и её решает);
-
частично - поисковый (эвристический метод - 4 этапа);
-
исследовательский.
-
Методы обучения технологиям взаимодействия с природой
-
Метод экологических ожиданий (личность с миром природы);
-
метод ритуализации экологической деятельности (организация клубов зелёных и голубых патрулей, отдельной деятельности).
Исследовательская работа в области методики изучения "Окружающего мира и экологического образования"
Это ценный материал для исследовательской работы, который можно использовать при написании курсовой работы, ВКР и применении на практике.
|
|