Главная

"Искры"

"Лебединая верность"

"Методика изучения окружающего мира"

"Жизни жажда"

"Искры 2"

Об авторе

Презентация книги Миронова

( Выступление Смольковой В.Н. )


'Методика изучения окружающего мира в начальных классах'

В настоящее время происходит активное обновление содержания и методов начального образования, вызванное происходящими в нашем обществе изменениями.

Появилась возможность альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образования, в частности, внимание стало акцентироваться не на знаниях, умениях, а на проблеме общего развития школьников, повышенное внимание стало уделяться экологическому образованию.

Новое содержание образования потребовало создания новой методики подготовки будущих учителей, в том числе и методики подготовки студентов к преподаванию учебных дисциплин, составляющих "Окружающий мир".

Настоящее пособие представляет собой опыт создания такого курса.

В пособии внимание акцентируется на общих вопросах методики ознакомления младших школьников с окружающим миром. Даётся характеристика вариативных курсов, утверждённых Министерством образования РФ и действующих в настоящее время.

До последнего времени не выделялось специального образовательного компонента "Окружающий мир" в структуре учебных дисциплин - такого учебного предмета.

Ближе к "Окружающему миру" стояло школьное "Природоведение". Предметом школьного природоведения была природа и использование её человеком. В "Окружающем мире" предметом изучения является всё окружение человека - как природное, так и социальное.

Настоящая методика является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающий в себя элементы методик преподавания естествознания, обществоведения, географии им методику экологического образования.

Каждая из названных методик связана с соответствующими науками:

  • естественными - биологией, физической географией, с геологией, климатологией, почвоведением, астрономией, физикой, химией.
  • обществоведческими - историей, экономической и социальной географией.

Эти связи имеют место и в настоящей методике. Они проявляются по двум направлениям:

  • по линии содержания
  • по лини методов

Методика изучения "Окружающего мира" и экологического образования связана с возрастной физиологией и школьной гигиеной.

Особое место среди научных дисциплин, с которыми связана методика, занимает экология. Особый интерес для методики изучения "Окружающего мира" и экологического образования представляют экология человека, изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой.

Методика изучения курса "Окружающий мир" связана с разделами педагогики, исследующими все 3 составляющие процесса образования - с вопросами теории обучения, воспитания и развития личности. В настоящее время в педагогике получает развитие новое методологическое направление, в рамках которого разрабатываются общие вопросы экологического образования - экологическая педагогика. Как педагогика в целом, так и её отдельные подразделения, в том числе и методики изучения школьных дисциплин, опираются на психологию. Непосредственно с экологическим образованием связан особый раздел общей психологической науки - экологическая психология, изучающая вопросы воздействия природных (экологических) факторов на психику человека. В настоящее время получила развитие и экологическая психология, предметом которой является экологическое сознание человека, результаты исследования которой учтены в настоящей методике.

Проанализировав учебное пособие XXI века Анатолия Владимировича Миронова "Методика изучения окружающего мира в начальных классах" можно сказать, что нам преподавателям методики преподавания естествознания необходимо и нужно использовать это учебное пособие. Весь материал этого учебного пособия детально, тщательно проработан, много нового в этом пособии, что нет в других учебных пособиях, которые мы используем на уроке. Это методика преподавания природоведения - автор Пакулова, Кузнецова; Метод обучения естествознанию и экологическому воспитанию в начальной школе - автор Петросова, Голов, Сивоглазов. При подготовке к уроку использовали несколько источников, включая и педагогику и психологию. В этом учебном пособии всё это учтено. Все главы учебного пособия пронизаны интегрированность, экологическим образованием, развивающим обучением. Главы учебного пособия, которые мы можем использовать на уроке методики следующие:

Введение

Вопросы истории изучения окружающего мира в начальной школе.

  • становление и развитие начального естествоведческого, географического исторического образования (дореволюционный период);
  • начальное естествознание, география, история в современной школе;
  • ознакомление младших школьников с окружающим миром на современном этапе (1984 г.)

Материальные средства обучения

  • Функции среднего обучения
  • дидактические средне используемые на уроке
  • наглядные объёмные пособия
  • использование глобуса
  • плоскостные наглядные пособия
  • географические карты и работа с ними
  • классный уголок "Мир вокруг нас"
  • отдел живой природы
  • экологический и краеведческий отделы
  • учебно - опытный участок. Сельско - хозяйственный участок. Экологическая тропа (учебная). Географическая площадка.

Формы организации изучения "Окружающего мира"

  • Уроки
  • требования к уроку
  • подготовка учителя к уроку. Планирование урока.

Разработка урока генитирированно с русским языком.
Тема "Природа и человек. Охрана леса. Упражнения в распознавании времени и лица глаголов".
Структура урока, типы уроков.

экскурсии

формы внеклассной и внеурочной работы даны разработки мероприятий

Методистам и учителям начальных классов можно использовать на уроках эти разработки.

Методические особенности вариативных курсов "Окружающего мира"

Даёт возможность при ознакомлении с программами студентов, учителей выбрать более доступную , интересную программу.

Методы образования в области "Окружающего мира"

В этой главе среди всех методов, используемых на уроке, есть и многое интересное отмечающее это учебное пособие от других, хотелось бы отметить следующие. Выделяются методы стимулирования познавательного интереса и формирования отношений, проблемно поисковых методов - эвристических методов. Особое место занимают:

  • познавательная (дидактическая игра), игра - путешествие, конкурс - аукцион, ролевые игры, имитационные игры, компьютерные игры, экологические игры, занимательные упражнения (загадки, викторины, кроссворды)
  • методы и приёмы формирования знаний
  • словесные методы
  • наглядные методы
  • опыты
  • проблемно - поисковые методы

В этом пособии освещены методы и приёмы формирования отношений, что нет в других учебных пособиях.

  • методы формирования субъективного отношения (он заключается в стремлении поставить себя на их место - окружающих людей, живых существ):
    1. метод экологической гедентификации (от лат. "отождествлять") - заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружая себя в ситуацию, в которой этот объект находится. (водоём - рыбы подо льдом);
    2. метод экологической эмпатии (с лат. "сопереживание) - заключается в стимулировании сопереживания личностью состояния природного объекта, сочувствия ему. (Что сейчас чувствует животное?)
    3. метод экологической рефлексии - (обращение назад) - стимулирует сознания личностью того, как её поведение могло бы "Выглядеть" с точки зрения тех природных объектов "интересы" которых она затрагивает. (комнатные цветы - полив. Что они о тебе подумают, если их не поливать?)
  • Методы трансформации отношений олицетворения в отношении субъектификации
    1. Метод сочетания элементов очеловечивания природы с научными представлениями об изучаемых объектах и явлениях при постепенном увеличении доли последних. (растения жалуются на то, что им больно, когда ломают);
    2. Метод эмоционального (нравственного) противопоставления природных объектов человеку. (приём сравнения "нравственных" качеств человека и животных) (человек, волк);
    3. Метод ознакомления детей с истоками бытующих негативных антропоморфических характеристик некоторых объектов природы. (отношение людей к лягушкам).
  • Методы формирования чувства родства с природой
    1. Метод поиска сходства природных объектов с человеком.
      Этот метод может быть реализован с помощью приёмов:
      • выявление морфологического сходства
      • выявление физиологического сходства
      • выявление поведенческого сходства
      • проведение аналогий при пользовании экологическими понятиями
      (цепи питания экологических пирамид)
    2. метод обращения к истокам (родство человека и других природных объектов по происхождению)

      Приёмы:

      • Введение в содержание природоведческих элементов эволюционного учения, и в частности вопроса о происхождении человека от человекообразных обезьян;
      • использовании терминологии, принятой среди родственников.
      ("родная ты моя" - по отношению к кошке)
  • Методы формирования эстетических отношений к природе
    • метод обращения внимания на внешние проявления гармонии природы. (яркость красок, многоцветие, симметрию и сложные формы)
    • метод раскрытия внутренней гармонии природы. (экскурсии - обратить внимание на красоту минералов, окаменелостей и т.д.)
    • метод "сгущения" красоты природы средствами искусства.(стихи. рассказы, сказки)
  • Проблемно - поисковые методы
    • Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему, и её решает);
    • частично - поисковый (эвристический метод - 4 этапа);
    • исследовательский.
  • Методы обучения технологиям взаимодействия с природой
    • Метод экологических ожиданий (личность с миром природы);
    • метод ритуализации экологической деятельности (организация клубов зелёных и голубых патрулей, отдельной деятельности).

Исследовательская работа в области методики изучения "Окружающего мира и экологического образования"

Это ценный материал для исследовательской работы, который можно использовать при написании курсовой работы, ВКР и применении на практике.

Главная   "Искры"   "Лебединая верность"   "Методика изучения окружающего мира"  

"Жизни жажда"   "Искры 2"   Об авторе

Hosted by uCoz