село Новоспасское

Село Новоспасское

  История | Промыслы жителей | Старинные обряды | Ссылки | Автор |
История
Промыслы жителей
Старинные обряды
Cсылки
Автор

Промыслы жителей

С давних пор в нашем селе Новоспасское занимались различными кустарными промыслами: плели лапти, ткали холсты, половики. Но основным занятием было изготовление валяной обуви их овечьей шерсти.

После стрижки овец шерсть обычно сваляна в клочья, поэтому ее надо разбить и расчесать. Делали это раньше вручную на специальном приспособлении, которое состояло из лучка с натянутой струной, скрученной из обезжиренных и засушенных овечьих кишок, решетки и бойка.

Лучок и решетку закрепляли на стене. На решетку клали шерсть, струну опускали в нее и били по натянутой струне бойком. Струна вибрировала и накручивала шерсть на себя, а при дальнейших ударах разбивала ее на отдельные волоски.

Затем эту распушенную шерсть настилали на полотнище ровным слоем, придавая определенную форму, скатывали в рулон и выкатывали в мягкий волок. Потом войлок складывался по длине пополам, из него формировали подобие будущего валенка. Чтобы войлок не склеивался, внутри делали перегородку из бумаги или из какого-нибудь другого материала, затем долго выкатывали и выглаживали руками, для того чтобы войлок не разъединился. Все это делали с сухой шерстью. Потом полотнище убирали, каждую заготовку отдельно скручивали и связывали, и помещали в котел с водой, который ставили в русскую печь, чтобы кипятить и парить заготовку.

При изготовлении валенок 43-44 размера требовалось 5-6 фунтов шерсти, а для женских (37-39 размера) – 2,5-3 фунта.

Для работы с сырой горячей заготовкой был нужен определенный инструмент: катарушка, валек, подбивалка, каток, рубежка. Вот при помощи этого нехитрого инструмента валенок доводили до нужного размера, насаживали на колодку и помещали в горячую печь сушить.

Когда валенки высыхали, их очищала пемзой и снимали с колодки. Обувь была готова.

Мастера – валяльщики работали не только в своей деревне. Часто, группами по 2 человека, со своим инструментом, они ходили по селам, где была шерсть, и работали там целыми зимами.

В 50 – 60 годы изготовлением валенок в нашем селе занимались, примерно, 70% населения. Среди них Анна Андреевна и Иван Андреевич Иконниковы, Мария Петровна и Иван Владимирович Марфидины, Анна Егоровна и Николай Александрович Архиповы, Николай Николаевич Новиков, Василий Васильевич Балашов, Виктор Константинович Лашманов. Сейчас мастеров совсем не осталось. К сожалению, молодежь секреты мастерства не переняла.

Предания села Новоспасское

Изучая историю села Новоспасское, беседуя со старожилами, я узнала, что о самом селе и о событиях, когда-то здесь происходящих, существует много легенд.1 Вот некоторые из них.

Шаланга

Происхождение названия Шаланга объясняют несколько легенд.

Согласно одной легенде первые поселенцы села приплыли по реке Рудня на лодках-шаландах.

Согласно второй легенде первыми поселенцами были жители села Шаланга, которое находилось за Сормовым. Хозяин проиграл своих крестьян в карты, но они бежали от нового хозяина и поселились в нашей местности. Вновь основанному селу дали старое название.

Согласно третьей легенде название произошло по всей вероятности, от выходов местами по берегам этой речки железистых песчаников рудного, т.е. ржаного цвета. Это название широко распространено в Полесье – в пограничных частях Белоруссии и Украины. Это доказывает то, что оно было занесено из тех областей.

Согласно четвертой легенде Рудня – руд – древнее «река» или «водный путь». По мнению многих исследователей, это свидетельствует о пребывании на русской равнине в дословянское время (около 3 тысячелетия до н.э. каких-то древних индоевропейцев). Рудня – необычайно живописная речка. Красива ее долина с высокими глинистыми берегами, извилистое русло с песчаными пляжами. Однако удаленность реки от крупных городов сдерживает освоение ее как обширной зоны отдыха. Без Рудни Шаланга не село, а без плотины Рудня –не река. Первую плотину построил зажиточный мужик из Березенской слободы. Была она земляная, и каждый год ее сносило половодьем. В 1934 году построили деревянную, а в 1964 году железобетонную.

Большое количество воды позволяет использовать лодки для отдыха. Но в последние годы Рудня сильно загрязняется сточными водами жилого комплекса и перерабатывающих предприятий с. Починки. По территории Починковского района протекает сравнительно не большая речка Рудня длина, которой 84 км, площадь бассейна 1,4 тыс. кв. км., средняя дата ледостава – 8 ноября, средняя дата вскрытия – 1 апреля.

Она является правым притоком Алатыря, последний несет ее воды в Суру, которая впадает в Волгу. Таким образом, речка Рудня пополняет водные просторы Волги. Она протекает по возвышенной местности территории с юга на север. Река имеет выраженные водоразделы и довольно глубокие долины с более крутыми правыми склонами, часто рассеченными оврагами и балками. Пойма реки – шириной 1,5 - 2 км. Преимущественно луговая, местами заболоченная старицами в период весеннего половодья на короткое время она ежегодно затапливается. Русло реки извилистое. Долина реки не особо широкая, с асимметричными, нередко крупными склонами. Ее пологие склоны в некоторых местах заросли кустарниками.

Село Новоспасское

Село уже существовало до 1462 года. Точной даты возникновения села в архивных записях не обнаружено.

В 1462 году в селе, которое до этого имело название Шаланга, была построена церковь, названная в честь Святого Спаса. С тех пор село было переименовано в Новоспасское. Поскольку сел с таким название было несколько, село часто называли Новоспасская Шаланга.

Строительство церкви связывают с зажиточным крестьянином по имени Захар, который откупил у государства место на правом и на левом берегу реки Рудня, находящееся между селами Шаланга и Дивеев-Усад. Места были богаты травостоем и годились как для сенокоса, так и под пастбище. Но Захар тем самым закрыл проход к водопою на реке Рудня стадам, которые неподалеку пасли жители села Никитино. После продолжительных земельных споров остановились на том, что Захар отдаст угодья на левом берегу Рудни никитинцам в обмен на сруб церкви.

Улицы села: Большая улица, Кисуровка, Сдобновка, Богомоловка

В селе Новоспасское четыре расположенные параллельно улицы. Исторически сложилось так, что наряду с официальными названиями, улицы имеют и названия, которые существовали до революции 1917 года: Большая улица, Кисуровка, Сдобновка, Богомоловка. Еще при названии улиц используются порядковые числительные: Первая, Вторая, Третья, Четвертая. Первая от Рудни улица – Большая улица. Она, по сравнению с другими, сама широкая. Дома на ней строились «в два порядка», то есть по обе стороны дороги. Эта улица на селе считалась центральной. В настоящее время именно на ней расположены школа, почта, клуб, магазин.

Вторая по счету улица – Кисуровка. В народе говорят, что когда-то на ней выстроил дом зажиточный селянин по прозвищу Киса. С тех пор улицу стали называть Кисуровкой.

Третья по счету улица – Сдобновка. Название Сдобновка образовано от слова «сдобный» в значении «белый хлеб». Рассказывают, что на этой улице некоторые семьи жили зажиточно, и по праздникам в этих семьях пекли сдобный хлеб.

Четвертая по счету улица – Богомоловка. Известны две легенды о возникновении такого названия. По одной легенде считалось, что это самая дальняя улица, на краю села, почти, что в чистом поле. Каждую весну талая вода с полей заливала всю улицу. Земля долго сохла, и засевали участки там позже других. И чтобы устроить жизнь в этих трудных условиях, жителям той улицы приходилось больше других молиться Богу. По другой легенде на последней улице был молельный дом или небольшая церквушка, куда люди приходили молиться Богу.

Дом лавочника

Лет 30 назад достопримечательностью села Новоспасское было большое кирпичное здание старинной кладки из красного кирпича.

В начале XX века зажиточный крестьянин Михаил Пырков купил у соседки-вдовы, муж которой погиб в Первую мировую войну, большой участок земли. Почти в центре села он построил двухэтажный дом с высоким крыльцом. Такой дом был в то время в селе редкостью. Нижний этаж, построенный из кирпича, был разделен капитальной стеной на две половины. В одной половине была лавка, в другой жил хозяин с семьей. На втором деревянном этаже лавочник открыл закусочную. В лавку за товаром приезжали крестьяне из окрестных сел и даже из Починок.

Через некоторое время дом лавочника сгорел. После пожара М. Пырков восстановил только нижний этаж.

Но в 30-е годы лавочника раскулачили, дом отобрали, а его с семьей выслали в Сибирь. Существует легенда о том, что перед отъездом лавочник спрятал в своем огороде накопленное богатство.

Председатель сельсовета распорядился отдать дом лавочника под магазин. После того как построили новое здание магазина, в доме был магазинный склад. Со временем здание разрушилось.

Однако легенда о зарытом лавочником кладе существует на селе и до сих пор. Сторож магазина Петр Дуденков темной-темной ночью видел на месте зарытого клада золотого петуха, который махал крыльями. Но сколько ни искали клад, так и не нашли.

  История | Промыслы жителей | Старинные обряды | Ссылки | Автор |
  © 2012 г. Архипова Надежда, lukped@mail.ru
Hosted by uCoz