История

На Юго-Востоке Нижегородской области в Гагинском районе на реке Пекшати, притоке страптивой речки Ежати, при реке Пьяне раскинулось старинное село Ляпня, которому, по нашим изысканиям, уже более 450 лет. Пойма реки Пекшати делит село на2 улицы, каждая из которых протяжённостью около 2-х километров.

Село Ляпня находится в Гагинском районе, в Юго-Восточной части Нижегородской области в 200 километрах от Нижнего Новгорода и в 12 километрах от районного центра Гагино. Наши предки не случайно выбрали это место для проживания и расположили свое жилье в пойме реки Пекшать. Это была лесная местность, где много водилось лесного зверя. Водились в изобилии бобры, лисы, очень много было соболей, горностая. В реке Пекшати водилось много рыбы. Можно сказать, что село Ляпня благами 2-х рек. На обеих реках богатые пойменные луга, которые принадлежат селу и тянутся вдоль рек на 5 и более километров.

С первых дней основания села население его было многочисленным. Об этом говорит ревизия от 1782 года, которая хранится в областном архиве:

Из выше приведённых данных видно, что село Ляпня на самом деле было одним из самых крупных центров Юго-Восточной части Нижегородской губернии.

До сегодняшнего времени бытовало мнение и особенно у нынешней молодежи, в том числе и учащейся, что название села Ляпня произошло от фамилии барина Ляпунов, некогда проживающего в селе. Хотелось тагже опровергнуть этот факт и внести ясность кому принадлежало село и от чего произошло название села. Существует еще одна версия о том, что по реке Пекшать некогда были липовые леса, и что подтверждается документами времен восстания Пугачева. И что при исследовании, связанном с историей села, не просматривается фамилия Ляпунов или Ляпин. Можно утверждать, что наше село в 1762году принадлежало князю Кольцову-Масальскому М.Д.. Об этом говорится в книге М.Д. Курмачевой «Крестьянская война 1773-1775 гг. в Нижегородском крае». Кто такие князья Кольцовы-Масальские?. Это род князей, некогда проживающих на Смоленщине под началом польского короля(1462-1505 гг.). Но во времена Ивана Великого некоторые из них попросились служить русскому царю. Видимо кто-то из них участвовал в Казанском походе, за доблесть получмл земли по реке Пекшать, поселив на них своих и подаренных царём людей. Вновь образованное поселение было названо не по фамилии владельца (оно двойное и длинное), а по названию реки, которая в то уже время называлась по-мордовски Пекшать, что в переводе на русский означает - липа. Имея рядом соседнее мордовское поселение Пекшать, русские употребляли для названия своё, слово "Липня", которое затем перешло в слово "Ляпня". Оно удобнее звучит в обращении и склонении.

Наша местность длительное время была восточной окраиной Московского государства и очень часто подвергалась набегам Казанских татар. Во время своего царствования Иван Грозный предпринимал три похода на Казань, но два из них были неудачными. Третий поход был тщательно подготовлен. Часть войска с артиллерией на судах плыла от Нижнего Новгорода по Волге, другая же часть-пехота и кавалерия с легкими обозами двинулась от Москвы на Муром, Арзамас и далее по Казанскому тракту. (Старая Казанская дорога проходила с запада на восток между с.Субботином и с.Гагином). Наша местность была свидетельницей жарких боев русских с татарами. вот что отмечают историки.

Передовой отряд сухопутного войска русских около с. Ляпня встретился с сильным конным отрядом Казанских татар. В лощине от реки Пекшать, ближе к Николаевскому лесу (ныне это место называется Довыдовка), произошла ожесточенная битва, в которой русские одержали победу. До сегодняшнего дня дошли названия "Татарский враг", а через этот "враг" был перекинут мост, он также и по сей день зовется "Татарский мост". После битвы Иван Грозный приказал похоронить погибших воинов и насыпать над братской могилой курган, который и доныне стоит на Ивковской земле и называется "Каравашек". с трудом проходя густой заболоченный лес, войско вышло к реке Чека. Царь приказал установить шатер на крутом холме. Существует легенда, по которой мордовская девушка подслушала у реки разговор заговорщиков, которые замыслили убить царя. Она предупредила царя о нависшей угрозе, чем спала его жизнь, но сама при этом погибла. Царь приказал похоронить ее на холме и поставить над могилой деревянную церковь. Так была основана деревня Старые Девичьи Горы. Раненых в схватке в "Татарском враге" воинов царь велел оставить для излечения от ран на месте и срубить для них жилье. Место для этого выбрали на быстром ручье, вытекающем из местного оврага и впадающем в реку Пекшать. Оправившись от ран, воины к зиме срубили избы и маленькую деревянную церковь на пригорке, которую в начале зимы освятили. Так было основано русское поселение Маресьево, т.е. "известное село". Выше сказанное дает уверенность сделать выводы, что во время похода Ивана Грозного в 1552г. на Казань в нашей местности появились русские поселения, в том числе: Ляпня, Ивково, Маресьево, Старые Девичьи Горы и другие.

На исходе третьей четверти 18века заполыхал огонь крестьянской войны под руководством Пугачева. наш край был свидетелем и активным участником событий 1773-1775гг. Вот что пишет М.Д.Курмичева в книге "Крестьянская война 1773-1775гг. в Нижегородском крае.":"Характерным для Нижегородской губернии было возникновение и действия повстанческого отряда из крестьян с. Ляпня, принадлежащего князю Кольцову-Масальскому."

Выступление крестьян началось 24 июля, когда в село приехали казаки и объявили, что Пугачев обещает освободить крестьян от всяких государственных податей. Повстанцы велели крестьянам готовить провиант и фураж для следовавшей за ними большой армии "императора ПетраIII". Всем селом жители встречали повстанцев хлебом и солью. В село прибыл один из отрядов Пугачева численностью до 50 человек. Наиболее активно проявили себя 6 ляпнинских крестьян: Семен Зверев, Илья Кулагин, Михаил Григорьев, Осип Михайлов, Федор Степанов, Федор Максимов. 3августа, когда повстанческий отряд уже ушел из села, высланная из Арзамасской провинциальной канцелярии военная команда капитана М.Г.Белехова начала расправу. Были арестованы наиболее активные крестьяне и затем под битьем плетьми были допрошены в канцелярии. Пятерых крестьян приговорили к казни. Но затем приговор был отменен. Каждый осужденный получил по 25ударов кнутом, у всех было отрезано по уху. Но борьба на этом не закончилась. Ее продолжал повстанческий отряд местных крестьян, возглавляемый ляпнинским крестьянином Марком Петровым. Историки указывают, что М.Петрову было всего 22года. Он был крепостной князя Кольцова-Масальского. Основной силой его отряда были односельчане Егор и Михаил Мартыновы, Семен Попов, Андрей Егоров, Петр Леонтьев, Антон Кулагин. Постоянно с Петровым находилось до 15мордовских крестьян. Как показывали впоследствии на допросе очевидцы, тут были крестьяне сел Панова, Покрова, Зверева, Дарьина, Какина, Девичьих гор, деревень Ивкова, Вычурки, Сумарокова.

В августе 1774г. началось усиленное преследование отряда со стороны царских войск. 23августа Марк Петров и Антон Кулагин пришли в Ляпню в дом крестьянина Федора Тюрина, где по доносу хозяина были схвачены. Жестокое обращение с Петровым в канцелярии и пытки на допросах были причиной его смерти 28августа 1774г. Все выше сказанное говорит о том, что борьба против угнетателей крестьянства развернулось не только в Ляпне, но и в соседних селах и деревнях, а ляпнинцы выступали как одни из активнейших членов пугачевского восстания.

В 1660 году была построена церковь. Ее построили на народные пожертвования. Приход состоял из жителей с. Ляпня, д. Мансуровка, д. М. Удочка и д. Вычурки. Церковь простояла до 1934 года. Первая школа В 1910 году была открыта цековно-приходская школа преобразованая в 1937 году в неполную среднюю школу-семилетку. Здание школы простояло до 90-х годов прошлого века.

В 1924 году был образован Ляпнинский сельский совет в который входили с. Ляпня, д. Вычурки, д. Малая Уда, д. Мансуровка. В 1930 году создается колхоз. К 1931 году под административным нажимом в него вступили почти все жители села. Жизнь в колхозе постепенно налаживалась, колхоз экономически креп год от года. Ляпнинский колхоз был одним из лучших хозяйств в районе.

Памятник погибшим воинам В 1941 году началась Великая Отечественная война. Из Ляпнинского сельского совета ушло на фронт 233 человека. Более 167 ляпнинцев отдали свою жизнь ради победы, только 66 защитников Родины с войны вернулись живыми, многие из них были ранены и контужены. 9 мая 1965 года был открыт памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне.

В послевоенные годы Ляпнинцы возлагали большие надежды на восстановление разрушенного хозяйства. Но время для деревни было тяжёлое не только с экономической стороны, но и социальной и политической. В те послевоенные годы было тяжело уехать в город без разрешения правления колхоза. Народ удерживался силой в сельской местности, чтобы он давал больше продукции сельского хозяйства для городов. В политическом отношении было тяжело потому, что в стране был юридический беспредел. Людей забирали и отправляли в тюрьмы без суда и следствия по любому доносу т. к. в стране действовал режим Берии. Люди боялись высказывать свои мысли и мнения вслух, даже рвать газеты с портретами вождя. Но тем не менее жизнь в селе налаживалась, несмотря на большие сложности.

В 1953 году была образована средняя школа и открыт восьмой класс. В 1954 году в Ляпнинский сельсовет вошли с. Зверево, с. Смирново, с. Сунгулово. В 1963 году Б.-Маресьевский район был ликвидирован, Ляпнинский совет стал Лукояновского района, а в 1965 году возвращён в Гагинский район. Время требовало новых подходов в экономической жизни села и колхоза. Укрепление хозяйства началось в 1965 году. В село пошли мощные капиталовложения. В 1972 году к Ляпнинскому колхозу присоединяется Б-Удинская сельхоз-артель. Дом культуры Это было время настоящего строительного бума. За сравнительно короткое время были построено административное здание (где находятся правление колхоза, сельский совет, медпункт, пота и библиотека), восмиквартирный жилой дом, дом культуры, комбикормовый завод. Также велось дорожное строительство. Новая школа В 1982 году была построена новая школа.

В 90-е годы сложились очень тяжёлые условия для жизни колхоза. В связи с перестроичными процессами в стране резко ухудшилась экономика района и социальные условия жизни населения. Колхоз практически перестал существовать. Три года колхозникам не выдавали зарплату. Но, несмотря на тяжёлое экономическое положение, в 1995 году в нашем селе провели газификацию.

В настоящее время село постепенно вымирает. В школе осталось всего лишь 24 ученика, хотя она считается средней. Молодёжь уезжает жить и работать в города, т. к. не устраивает заработная плата в колхозе,отсутствие дорог по селу, не ведётся жилищное строительство и нет детского сада. В итоге на данный момент в селе проживает 236 человек. Ляпнинцы-замечательные, трудолюбивые люди. Хочется верить, что село в недалёком будущем вновь возродится.

Смотрю на фотоснимки серые с тоскою -
Глаза с них те же добрые глядят.
Вернуть бы на минутку всё былое,
Но время повернуть нельзя назад.

В деревне я родился, жил и вырос
И мне обидно, горько за село.
Ночами, помню, всё в огнях светилось,
А нынче так на улицах темно!

Спешим, бежим, торопимся куда-то,
Вся жизнь течёт в какой-то суете.
Давно уж не дают в селе зарплату,
С годами всё погрязло в нищете.

    

Страна Россия, что с тобою стало?
Пустеют сёла, стонет матушка-земля.
Ни песен, ни гармошек, как бывало,
Всё оскудело - пасбища, поля...

А детворы на улицах так мало,
И вечерами здесь такая тишина.
Всё было... было... было... И пропало,
Как будто это сделала война.

Ушедший век был бурным и кровавым.
Что новый даст? Увидим, поживём...
Пора бы перестать довольствоваться малым,
Мы лучшей участи всё с нетерпеньем ждём.

Поэт и композитор села Ляпни
Николай Зверев



Hosted by uCoz