На главную
Главная
История
Школа
музей
Топонимический словарь
Автор
Пейзаж

[Главная ] [История ] [Школа ] [Музей ] [Топонимический словарь ] [Автор]
 

История села Чиргуши

Пейзаж  Село Чиргуши - одно из эрзянских сёл Лукояновского района, возникшее на берегу мелководной речки Ежать, которая впадает в реку Пьяна. Из старожилов никто не может точно сказать, когда поселились первые жители. Видимо, речка и лес привлекли внимание эрзян, так как кроме земледелия они занимались охотой и рыбной ловлей. Первое упоминание о деревне Чиргуши отмечается в сборнике "Арзамасские поместные акты" под редакцией академика С.Б.Веселовского, где опубликованы документы межевой книги Алатырского уезда за август - сентябрь 1596 года между наследниками умерших помещиков.

Так что Чиргуши к 1596 году уже существовали, и, возможно, не один десяток лет.

В списке населённых мест на 1863 год значатся 2 селения с названием Чиргуши в Лукояновском уезде: удельная деревня Чиргуши - Пандас при речке Пандас с числом жителей 138 мужчин и столько же женщин и сельцо Чиргуши при прудах (573 мужчины и 546 женщин). В списке селений Нижегородской губернии на 1912 год значится только одно селение Чиргуши - село в Большеарской волости Лукояновского уезда, которое состояло из 3-х обществ : крестьяне первого общества в 112 дворов на 1861 год были удельными, т.е. принадлежали царской фамилии, а второго и третьего обществ в 116 дворов принадлежали помещикам Алексееву и Панютиной. В книге А.Т.Харитонычева "Природа Нижегородского Поволжья" упоминается деревня Чиргуши. Так, в "Экономических примечаниях Лукяновского уезда" в описании угодий деревни Чиргуши, отмечается: "Лес строевой, еловый, сосновый, дубовый, липовый, берёзовый, вышиной от 6 до 7 сажень. В нём бывают звери - волки, медведи, зайцы, лисицы, горностаи; птицы - тетерева, рябчики, куропатки, дрозды."

В конце 18 века в Межпьянье и Запьянье леса сократились на 51 процент, а в Арзамасском уезде - на 20 процентов. По рассказам старожилов именно в это время был вырублен липовый лес, который вплотную подходил к селу. На месте этого леса вырос вторичный молодой липовый лес, который чиргушане называли "Пекше вирне" (Липовый лесок) и его второе название "Вишка вирне" (Маленький лесок). Каждую весну в 20-30-х годах прошлого столетия молодёжь по воскресеньям ходила в этот лесок гулять. Несколько гармонистов организовывали хороводы. Во всём лесу слышались старинные песни, частушки. Но за последние предвоенные годы и этот липовый лесок был вырублен, пни раскорчеваны, остались только одинокие кустики по берегам оврагов.

Название села Чиргуши имеет две версии: "Кужо чире" - край поляны и "Чирь кужо" - кривая поляна, а первые улицы села Панкстьяновка и Ватракшонка своим расположением образовали дугу (кривую). Коренной национальностью в селе до революции была мордва (эрзя). Более 90 процентов населения были православные, но были и малочисленные секты, например, молокане, которые верой были объединены с молоканами из Малых Арь.

Во второй половине 19 века была построена церковь Святого Михаила по инициативе и ходатайству крестьян. Народ помогал чем мог. Прихожанами были жители села Чиргуши и деревни Докучаево. Население владело 3000 гектаров земли. Земля разбивалась на десятины по едокам в семье. Сеяли зерновые (рожь, овёс, вика, чечевица, пшеница), пропашные (картофель), технические (лен, конопля). Были общественные амбары (гамазеи), в которых хлеб хранился на всякие непредвиденные случаи. Эти склады охранялись всеми крестьянами села круглосуточно по очереди. Хлеб и другие сельхозпродукты нигде и никому не продавались. В каждом хозяйстве, за редким исключением, были лошадь, овцы, коровы, меньше свиньи и домашняя птица. У крестьян, более обспеченных, было 2-3 лошади и коровы. Сельскохозяйственной техники практически не было, всё обрабатывалось вручную. Правда, у некоторых крестьян, были свои крупорушки, маслобойки. За товарами повседневного спроса чиргушцы ездили на базар в Б-Маресьево, реже в Лукоянов.

Удельные крестьяне принадлежали царской фамилии, к барину не относились, платили оброк в государственную казну. Барские крестьяне всю неделю работали на барском поле (кроме воскресенья и праздников), начиная с ранней весны до глубокой осени. Зимой крестьяне ездили на извоз, т.е. на заработки на своих лошадях. Позднее барин научил некоторых крестьян кроить одежду, стали приобретать швейные машинки и зимой ходить на заработки (с машинкой за плечами и ножницами в кармане) сначала по окрестным сёлам, а потом по другим губерниям (Самарской, Уфимской, Пензенской и другим). Так появилась профессия - портные - для 3-х поколений: дедов, отцов, внуков. Многие из них на фронте работали закройщиками и портными.

Барин продал часть земли и лес к западу от Чиргуш Лукояновскому монастырю. В этом лесу была построена от монастыря женская монастырская община (два жилых дома с кельями для монашек, часовенка, надворные постройки для скота). На территории общины был вырыт пруд и колодец. Послушницами были женщины и девушки из ближних деревень. Чиргушские ребята тайно общались с послушницами, и три послушницы вышли замуж (Васелиса Кочеткова, Евдокия Пискунова, Мария Левашова). Вскоре после революции монастырь был нарушен, монашки разогнаны, игуменья арестована, хозяйство разграблено. В 1927 году постройки были разрушены и перевезены в село.

Липа растущая на месте церкви 

Барин в Чиргушах не жил, приезжал редко. Все его дела вёл управляющий - немец. Перед революцией 1905 года он продал свой дом, распродал землю тем, кто на него работал и уехал. Его жена умерла раньше, похоронена около церкви.

Во время столыпинских реформ разрешалось выходить крестьянам из села в хутора. При этом разрешалось брать ссуду до 5000 рублей. Из Чиргуш с барской общины вышли семьи Степана Григорьевича Четверова и Ивана Петровича Гайдучкова. Они обосновались к востоку от села за речкой Ежать. С казенной общины вышел в хутор Дмитрий Левашов с двумя семейными сыновьями Павлом Дмитриевичем и Александром Дмитриевичем. Они облюбовали место к западу от села на окраине леса. Левашовы завели хозяйство: 3 лошади, 5-6 коров, больше полусотни овец, много птицы. Эти хутора существовали до начала коллективизации. Хуторяне Левашовы первыми вступили в колхоз, тем самым избежали участи так называемых "кулаков", сосланных в Сибирь.

Коллективизация в Чиргушах началась в конце 29-х - начале 30-х годов и продолжалась в течение 2-2,5 лет. Активистами коллективизации были местные жители Рыбаков Н.Д., Инюткин П.А., Пискунов В.В., которые в разное время были председателями колхоза.

По свидетельству очевидцев коллективизация проходила под большим давлением района, области. Перед крестьянами среднего и большого достатка по тем временам не было выбора вступать или не вступать в колхоз. Не вступающих в колхоз сразу же автоматически записывали в кулаки и раскулачивали. Таковых в Чиргушах было около 10 хозяйств. "Раскулачиванные", лишившись значительных средств, уезжали, снова приезжали "посмотреть на жизнь" и снова уезжали в Среднюю Азию, на Урал, в Сибирь. Однако несколько крестьян даже лишившись многого так и остались на всю жизнь единоличниками. Коллективизация в Чиргушах, как и в большинстве других местностях России проходила насильно с грубым нарушением законов даже того времени.

Во время Великой Отечественной войны было призвано 400 человек на защиту Родины, и более двумстам сельчанам не суждено было вернуться на родную землю, пали смертью храбрых. В тылу остались женщины и старики. Тяжелая ноша легла на 10-14-летних детей и подростков. Они сознавали всю тяжесть положения страны, трудились дома и в колхозе наравне со взрослыми.

Трудно жилось в селе не только в войну, но и в послевоенные годы. Рабочих рук не хватало. В 50-е годы председателем колхоза работал А.И.Квасников. При нём начали ремонтировать старые фермы, в 1959-161 г.г. построен новый коровник. В следующее десятилетие при председателе И.Я.Сухорукове продолжилось строительство животноводческих ферм: построена деревянная рубная овцеферма, построена конеферма, построен сельский ДК, новая двухэтажная школа, построено правление колхоза. В 1966 году в центре села был воздвигнут на средства жителей обелиск в память погибшим воинам.
Открытие обелиска   Открытие обелиска 

Для чиргушцев это место, где поставлен обелиск, стало святым. Сюда приходят жёны, дети, внуки и правнуки погибших, чтобы почтить их память, выразить благодарность тем, кто отдал свою жизнь за наше счастье.

В 1984 г. Начато строительство дороги от трассы Лукоянов - Б.Маресьево до конторы. В 1985 г. Дорога была заасфальтирована. В 1986 - 1988г.г. построена новая контора, новый шиферный зерновой склад с автоматической дробилкой. Построен профилакторий для молодняка КРС, построен новый коровник с полной механизацией (молокопровод, кормораздача). Заасфальтированы подъездные пути на фермы. В эти же годы построен колхозный детский сад на 25 человек.

Подготовили документацию на газификацию села. С1984г. по 1991 г. построено 12 двухквартирных домов (улица Новая) и 13 отдельных домов, в которые поселились молодые семьи. Произведён ремонт мастерских и тракторного парка. Очищены 2 пруда (а их в селе более 20). В 1992 - 1993г.г. начата частичная газификация домов, а в 1995 г. в октябре село было полностью газифицировано, за исключением нескольких домов. Это был для народа большой праздник. В1996 г. были газифицированы контора, садик, пожарная часть, школа.

Казалось бы, что всё идёт своим чередом. Работой были обеспечены, понемногу платили, занимались личным хозяйством. Но за последние годы всё круто изменилось. Менялись руководители в колхозе - рушилось хозяйство. В настоящее время в бывшем колхозе нет ни одной коровы, ни одного поросёнка, нет никакой техники, разобраны по кирпичикам все фермы, продана вся техника.


[Главная ] [История ] [Школа ] [Музей ] [Топонимический словарь ] [Автор]

Hosted by uCoz