Главная
[Главная] [История села] [Достопримечательности] [Ветераны] [Поэтическая страничка] [Об авторе]







История села

Храм Св той Троицы

Село наше древнее и ведёт свою историю с татаро-монгольского нашествия, связано с именем Ивана Грозного. Ему уже более четырёхсот лет. Но называлось оно первоначально не так, как сейчас. В те далёкие времена оно состояло из двух частей, в названии они имели общее слово Кобылино (Архангельское Кобылино и Никольское Кобылино). До сих пор в народе наше село называют "Кобылино".

Известно, что в давние времена на территории нашего села было городище и селище татарское, т.е. на территории села до 1552 г. Проживали татары. Существуют две версии о том, почему они здесь жили. Первая гласит о том, что они были оставлены одним из отрядов Батыя, который, разгромив Волжских болгар, мордву и другие народы, проживавших тогда между Волгой и Окой, для устранения оставшихся в живых и сбора дани. И вторая, - после того, когда ордами Мамая было нанесено поражение русскими войнами на Куликовом поле в 1380 г под руководством Московского великого князя Дмитрия Ивановича, татарская орда раскололась на три самостоятельные ханства: Крымское, Астраханское и Казанское. Может быть тогда-то Крымский хан и оставил здесь часть своей орды, как форпост, чтобы они первыми встретили смертным боем русских или, как разведывательный отряд, который бы следил за действиями русских и своевременно доносил в Казань обо всём виденном и слышанном, а также и для того, чтобы держать в каком-то повиновении мордовский народ. Мордовский народ, как мало численный, находясь между двумя враждующими и большими силами русскими с запада и татарскими с востока, был вынужден вести двойственную политику: то он выступал вместе с татарами против русских, как это было в нападении на Н.Новгород, то вместе с русскими против татар. Однако мордва всё больше и больше склонялась на сторону русских, как более прогрессивных и душевных людей.

Итак, первое, что удалось установить, как пишет Н.И. Гирин, на основании документов Московского архива древнейших актов. Это то, что "Кобылино в Нижегородской губернии, Арзамасского уезда в 27 верстах к Юго-востоку от уездного города при реке Тёша… Село замечательно по находившемуся при нём древнему татарскому городищу, подаренному царём Иоанном Васильевичем воеводе Левашову за его победу над татарами".

Следующие данные показывают, что действительно летом 1552 г на территории нашего села Кобылино был бой с татарами, в котором татары были наголову разбиты русскими войсками под командованием Левашова Фёдора Васильевича.

"…В июле 1552 г передовые части русского войска, двигавшегося на Казань, переправлялись через реку Тёшу немного южнее нынешнего города Арзамаса и приступили к подготовке лагеря для отдыха. Первым долгом был поставлен шатёр для царя Ивана Васильевича IX. На самом возвышенном месте, откуда далеко видна окрестная местность. Вскоре и прибыл и сам царь и потребовал доклада лазутчиков о разведанных ими данных. Они доложили, что в 25 верстах к юго-востоку от лагеря по обеим сторонам реки Тёши находится городище с селищами татарскими, враждебно настроенными против русских. Не разбив этих татар, нельзя двигаться дальше, так как они окажутся в тылу русских войск, и будут мешать их продвижению к Казани. Выслушав лазутчиков, царь Иван вызвал к себе воеводу Левашова Фёдора и поручил ему отправиться с отрядом к татарскому городищу и, если татары добровольно, без боя, не сдадутся, то дать бой и разбить, уничтожив городище. Татары сдаться без боя отказались, и поэтому был дан бой, в котором татары были разбиты. Это подтверждается многими данными, как например: в книге Щеголькова "Исторические сведения об Арзамасе" на странице 14 говорится: "В селе Арх-Кобылино, Арзамасского уезда хранились до 1850 г в церкви без употребления царские врата из сломанной в 18 в маленькой каменной церкви, построенной Иваном Грозным. Церковь эта имела внутри длину, кроме алтаря, 8 аршин, а ширина 3 аршина, высота с кровлею 7 аршин".

Подтверждением того, что на территории села был бой, может служить и тот факт, как находка в 1933 г во время строительства конного двора. При копке котлованов были найдены сабля, кольчуга и боевой топор, а также вырыто множество человеческих костей. Об этом рассказали участники строительства конного двора Кашицын Михаил Андреевич и Аксенов Андрей Степанович, которые своими глазами видели эти находки. К большому сожалению, эти находки в настоящее время бесследно утеряны. Подтверждением того, что здесь был бой, могут служить и курганы в лесном урочище Чистиха, по преданию насыпанные войсками Ивана Грозного. Наверное, получив распоряжение идти на соединение с основными силами, отряд Левашова направился в сторону, где теперь расположено село Смирново, через лесное урочище Чистиха и там, надо полагать, произвел захоронение умерших в пути от ран воинов. Курганы, как утверждают старожилы села, очень любовно обрыты канавой с тем, чтобы вода не могла попасть в могилу, а стекала в овражки, на стыке которых насыпан один из курганов.

Ещё одним документом, рассказывающим о селе Кобылино, является Арзамасские поместные ведомости 1578 - 1618 годов. В них записано, что "… в 1586 году (7094 г старое летоисчисление) 13 июля по государевой-царёвой грамоте ездил Салтан Саминский в Арзамасский уезд в тешенский стан в деревню Кобылино по челобитию Ивана Дмитриевича сына, да Ивана Михайловича сына Болтиных в их поместья, да в Фёдорова, да в Васильева поместья Михайловых детей Болтиных и отпустил Фёдору да Василию Болтиным усадище и околицу от Андреева усадища Онучина, да от семейки Износова по реке Тёше к их земле и к их усаду дорогою к Шаткам едучи…двор помещиков Федоров". В грамоте перечисляются фамилии крестьян, которые переходят помещику Фёдору, а всего 10 дворов. Есть фамилия Савин, она до сих пор сохранилась у нас в селе.

Анализируя, изученный материал, возникает вопрос: куда подевались татары, проживавшие до 1552 г на территории нашего села? И откуда появились русские на этих землях?

Может татары ассимилировались, но это мало вероятно, т.к. слишком короток для этого срок в 30-40 лет. Очевиднее всего, что татар переселили куда-то. Так как по историческим данным мордовские князья обратились к Ивану Грозному с просьбой переселить всех татар с территории мордовских княжеств. Возможно, их переселили на свободную территорию, где ныне проживает большое количество татар в Краснооктябрьском, Сергачском, Пильненском и Сеченовском районах.

Откуда же появились предки наших архангельцев?

Разговорная речь жителей села Архангельское очень сходная с Московской, Тверской или Псковской областей. В нашем селе не "окают", как в большинстве сел Нижегородской области. Все коренные архангельцы акают. Следовательно, предки наших земляков завезены помещиками, которым были дарованы царем Иваном Грозным эти свободные земли, из тех областей, откуда они были родом. Подтверждение этого следует искать в родословных помещиков Левашова, Болтина и Товарищева.

В родословной Левашовых установлено, что род их происходит из немцев. Немец Христофор Карл Дол выехал из немцев в Псков, принял крещение с именем Василия, затем переселился в Тверь к великому князю в 1924 - 1927 г И был боярином у великого князя Тверского. Потомки его служили у Тверских князей до их падения, потом перешли на службу к великому князю Московскому. Праправнук Карла Александр Ванулович, по прозвищу Леваш, тверской боярин был родоначальником Левашовых, так как отсюда стали называться Левашовыми. Левашовы имели поместья в Тверской губернии. Итак, предположение о том, что жители села Архангельское частично завезены из Тверской губернии, можно считать подтвержденным.

Теперь о помещике Болтине. В том же русском словаре, где взяты сведения о родословной Левашова, значится, что род Болтина происходит из татар. Родоначальником Болтиных был Мурза Кутлубачи, который выехал из большой Орды на службу к Московскому князю. Его сын Михаил носил прозвище Болт, поэтому его сыновья стали писаться Болтиными. Семен Михайлович Болтин имел большие владения по Западной Двине. Иван Михайлович упоминается как помещик Псковский. Болтины также были военными. Один из них погиб в бою под Казанью. Надо полагать, что так же, как и Левашов, Болтин получил от Ивана Грозного часть территории села Кобылино и завез крестьян из Псковской губернии.

К сожалению, о родословной Товарищевых известно совсем немного. Известно лишь то, что род Товарищевых был знаменит и имел поместья в Новгородской и Владимирской областях. Вероятно, за какие-то подвиги одному из них были дарованы земли в селе Кобылино, куда он и завез крестьян из Новгородской и Владимирской областей, тем самым образовав часть села Никольское - Кобылино.

Когда же была заселена русскими территория села Кобылино (ныне Архангельское)?

Здесь можно только предполагать:
- в 1552 г разгромили татар, значит, какое-то время потребовалось, чтобы их пересилить;
- в 1558 г, то есть через 34 года после разгрома, во время раздела помещиков Болтиныхв Кобылино уже проживали русские.
Согласно этим данным можно полагать, что заселение русскими проходило в период 1552 - 1560 годов.

А теперь о названии села.

Первоначальное название села Кобылино. С 1800 г оно делится на две части - Архангельское-Кобылино и Никольское-Кобылино (Мисюрёво), а с 1940 г село приобретает современное название - Архангельское.

Никто не знает, откуда пошло название села Кобылино. Существует две версии:

  1. Якобы, был помещик Кобылин, которому Иван Грозный передал сельцо за ратные подвиги при взятии Казани. Но эта версия отпадает, так как начиная с 1586 г, нигде ни в каких документах не числится помещик Кобылин,а упоминаются три фамилии помещиков в Кобылино - Левашов, Болтин и Товарищев.
  2. Может быть это название осталось от татар. Ведь живя здесь,они разводили стада лошадей (кобыл). Но и вторая версия - это лишь предположение.

Что касается приставки Арх-, Ник-Кобылино, то это, вероятнее всего, происходит от названия престола церкви. В Ник-Кобылино престольный праздник был установлен Никола, а в Арх-Кобылино - Михайлов день (престол назван Рождественским и Михаила Архангела). Еще в 1762 г отчеты помещиков пишутся как из села Кобылино, а уже в 1800 г Гурьев и Безобразов значатся помещиками села Ник-Кобылино, а Левашов, Танеев и Вишняков - помещиками села Арх-Кобылино. Из переписной книги Арзамасского уезда за 1646 г по данным помещиков села Кобылино значится следующее: помещик Болтин Бакум Федорович показал, что в его поместье части села Кобылино (позднее она будет называться Арх-Кобылино) имеется крестьянских дворов 27, в них мужчин 81, да двор людской, в нем мужчин 3, да примерно женщин 86 (женщины по переписи не учитывались), а всего проживало в поместье Болтина 170 крестьян. За Болтиным значится также деревня Нечаевка (всего 170 человек).

Помещик Левашов Никифор Федорович показывает, что в его поместье в селе Кобылино (позднее эта часть будет называться Арх-Кобылино) значится 36 крестьянских дворов - всего 120 человек. Ему же принадлежит деревня Трянгуши (всего 28 человек).

Помещики Товарищевы Александр и Иван (дети Мисюря) показали, что в их поместье (эта часть села позднее будет называться Ник-Кобылино) числится 27 крестьянских дворов, всего 294 человека. Никольскую часть села в народе называли (да и сейчас называют) Мисюрево.

В целом, в 1646 г в селе числилось 104 двора, где жило 590 человек. Для того времени это уже был крупный населенный пункт.

Жилось нашим предкам под гнетом помещиков очень тяжело, поэтому побеги крестьян семьями и в одиночку увеличивались. Вот как выглядит состояние помещика Александра Товарищева (Ник-Кобылино). На 153 - 154 местах той же переписи записано: из 12 крестьянских дворов 7 из них пустых.

Из переписной книги 1744-1745 г видно, что количество помещиков увеличилось в 2 раза. Упоминаются кроме уже известных нам фамилий Товарищев, Болтин и Левашов и другие, - Вешняков А. Л., Вешняков П. И., Микулин П. И., Волынская А. И., Гурьев Д. М.. Крестьян же за это время почти не увеличилось. Если по обоим селам 1646 г было мужчин 291, то 1744 г стало 323, увеличилось лишь на 32 человека за 100 лет.

Почему же так медленно росло крестьянское население?

Главной причиной могли быть плохие материальные и жилищные условия и тяжелый каторжный труд. Была также большая смертность крестьян. В переписи 1744 - 1745 г видно, что у отдельных помещиков старше 60 лет вообще нет крестьян. Из нее же узнаем, что шла купля - продажа крестьян, как семьями, так и в одиночку.

Из рассказов старейших жителей села узнаем, что крестьяне жили в маленьких избушках, крытые в большинстве своем соломой. Печки вытяжной трубы не имели, и весь дым шел в избу. В маленькой избушке сплошь и рядом ютились по 10-15 человек, да, кроме того, в зимний период здесь же держали теленка и ягнят. Спали на соломе или на матах, связанных из соломы, а также на полу; часть членов семьи спала на полатях (это такое приспособление из досок, настланных на брус, вделанный в стену от пола, примерно, 160-170 см и от потолка вниз на 30-40 см).

Одевались в каратейки и шубы, это были такие одежды: каратайка сшита из домотканого сукна, со сборами сзади и длина ее ниже колен, шуба сшита также только из овчин, шерстью внутрь.Крестьяне были все безграмотные, даже староста не мог расписаться, не то чтобы писать. Это видно из переписных книг. В переписной ведомости населения части села Кобылино помещицей Волынской за 1762 г на листе 27 записано: "К подлинной сказке оной же госпожи служитель Михайло Васильев вместо вышеописанного сказкоподателя старосты Семена Денисова по его прошению руку приложил".

Крестьяне работали на помещичьей земле по несколько дней в неделю и очень мало оставалось им время для обработки своего клочка земли. Детей в возрасте до 10 лет помещики также не оставляли в покое. В летний период их заставляли ходить в лес за ягодами, пасти гусей и так далее. Зимой крестьяне пряли пряжу и ткали холсты для помещика.

Одежда и обувь крепостных была изготовлена из материалов собственного производства. Штаны, рубашки мужские, сарафаны и кофты женские, шились из холста, верхняя одежда из домашнего сукна овчин. Обувь - лапти с портянками, в лучшем случае, зимой - с суконными портянками.

Тяжела была доля крестьянская, поэтому в знак протеста крестьяне продолжали бежать, но их разыскивали, опять возвращали в Кобылино, жестоко наказывая при этом.

Надвигались грозные, революционные события 1905-1906 г. Революция 1905 г почти не коснулась нашего села, если не считать того, что молодые ребята изломали изгородь у помещиков Красковых, за что несколько человек были арестованы и держались в тюрьме. Тем и закончились революционные события.

1 августа 1914 г в разгар уборки урожая началась империалистическая война России с Германией. Крестьян прямо с поля призывали в армию для защиты веры, царя и Отечества. Война эта затягивалась, с фронта стали поступать извещения о гибели мобилизованных из Ник-Кобылино, а также возвращались домой инвалиды.

Коренные изменения в селе Ник-Кобылино произвела Великая Октябрьская Социалистическая Революция, провозгласившая Власть Советов и отменившая помещичью собственность на землю. Однако при первых выборах в сельский совет тон пока еще задавали кулаки и первым председателем Ник-Кобылинского сельского совета был избран подрядчик Конов Василий Васильевич. И только по возвращению домой фронтовиков, начались в Ник-Кобылино серьезные преобразования. Особенно большую роль в них сыграл Белохвостиков Михаил Егорович.

Весной 1918 г Ник-Кобылинским сельским советом была проведена большая работа по изъятию земли у кулаков и распределению ее крестьянам. В это время начинается рост членов партийной организации (в Арх-Кобылино 9 человек и в Ник-Кобылино14 человек). С годами партийные ячейки росли. Многие лучшие коммунисты ушли в армию, защищая завоевания Советской власти, некоторые из них так и не вернулись в родное село, навсегда сложив свои головы на поле боя.

Вплоть до 1930 г в селе крестьяне вели единоличное хозяйство, пришлось пережить и засухи и пожары, ели хлеб из лебеды и травы.

Первыми организаторами колхозной артели были Зорин Иван Федорович и председатель сельского совета, член партии Белохвостиков Илья Егорович. Было решено собрать собрание граждан села, на котором И. Ф. Зорин должен выступить с докладом "О преимуществе коллективного ведения хозяйства перед единоличным".

Не все сразу шло гладко. Приходилось собирать для беседы группами и в одиночку и вести большую разъяснительную работу: убеждать, доказывать. И вот лед тронулся. Вначале подали заявление о вступлении в колхоз несколько хозяйств. Первоначальное хозяйство состояло из восьми лошадей и трех коров. Было созвано первое колхозное собрание, на котором председателем колхоза единолично был избран Зорин Иван Федорович. Так было положено начало колхозу "Власть советов". В первый же год показал себя коллективный труд. А государство поддержало. Ссуду выделило, семена, сеялки. Урожай собрали отличный, куда выше, чем единоличники. Только на трудодень выдали по 8 кг зерна! Никакая агитация не сыграла бы такой организующей роли, как этот первый успех. Как ни шипели кулаки, народ пошел в колхоз. Хлопот было много. На месте ветхих сараев поднялось сначала зернохранилище, за ним - молотильный ток, конные дворы. Вот уже зарокотал в Архангельском первый "фордзон". Застрекотали на полях жатки-крылатки и лобогрейки, заменившие серпы. Колхозные будни до краев наполнились трудовым напряжением. Шли годы, колхоз укреплялся, люди получали хорошие урожаи. Решили взяться за разведение картофеля, семена стали завозить высших сортов и элиту, выращиваемые на Горьковской сельскохозяйственной опытной станции. Старательная работа с картофелем повлияла на улучшение всех пахотных земель колхоза. Эти успехи коллектива не остались незамеченными. По итогам 1951 г группа колхозников была награждена высокими государственными наградами.

Лазарев Константин Дмитриевич

С 1966-1995 г колхозом руководил Лазарев Константин Дмитриевич. При нем колхоз не однократно был награжден правительственными наградами: в 1968 г - знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС, а также диплом I степени ВДНХ СССР за высокие показатели по производству и продажу государству зерна и картофеля; в 1970 г - орденом Октябрьской Революции; в 1973 г - переходящее Красное знамя Министерства сельского хозяйства СССР.

В годы Великой Отечественной войны из нашего села ушло на фронт 950 человек, в том числе 6 женщин. Не вернулись с полей брани 315 человек. Вечная им память! Склоняю голову перед их бесстрашием и мужеством… У нас есть в селе святое место - обелиск павшим героям, каждый год туда собираются оставшиеся в живых ветераны и жители села от мала до велика, чтоб почтить их светлую память.

К сожалению в нашем селе не укоренилось никаких помыслов, но мне известно, что до революции в селе плели лапти на продажу, плели корзины из лозы ("плетюхи"), изготовляли красный кирпич и посуду из глины. До сих пор сохранились помещичьи дома, построенные из кирпича того времени.

Как бы ни тяжела была жизнь в селе во все времена, наш народ умел не только трудиться, но и веселиться, очень много среди моих сельчан людей с прекрасными голосами, как среди мужчин, так и женщин. Любят архангельцы от души отдохнуть на праздниках, запеть душевные застольные песни.

Несколько десятилетий назад в воскресные весенние дни вся молодежь - неженатые ребята и незамужние девушки уходили пока еще не просохли земли в лугах на весь день на ту сторону реки Теша и гуляли у соснового леса на территории так называемой Селище. Вот соберутся все вместе и начнутся песни, пляски, сказки да прибаутки. Возвращались домой только поздно вечером с цветами, песнями. Любимой песней в хороводах была "Как по морю, морю синему, по синему, по хвалынскому…"

А пожилые люди любили собираться вечерами и посудачить. Особенно было любимое место - это завалинка у Степана Малкина. Здесь можно было услышать рассказы на любимые темы, а также и Кобылинские небылицы.

Воспевать красоту родной земли можно бесконечно долго. Звучит как речка село Архангельское…

Материал составила Суматохина Т.А. по книге местного краеведа Гирина Н.И.


[Главная] [История села] [Достопримечательности] [Ветераны] [Поэтическая страничка] [Об авторе]

© Лысенкова Марина Владимировна 2009 г
marina_lysenkova@mail.ru

Hosted by uCoz