Язык программирования ЛОГО

Урок 2. Исследование формы экрана

На первый взгляд экран представляет собой прямоугольник. Выясним, сколько шагов может сделать черепашка до верхней границы рабочего поля.

Подсчитаем шаги от центра до границ
Рис. 3 Сколько шагов от центра экрана?

Дадим команду ПО – перо опусти.

Выполним команду ВПЕРЕД 100. Видим, что можно двигаться дальше. Запишем и выполним команду ВПЕРЕД 50. Черепаха, вроде бы, дошла до верха экрана, но закрывает собой перо. Надо спрятать черепашку, чтобы точно определить положение пера.

Напечатаем новую команду: СЧ – спрячь черепашку. Становится очевидным, что до края экрана перо не дошло.

Поэтому введем команду ВП 10. Повторим ее еще раз ВП 10.

Выполним несколько раз команду ВП 1.

Наш эксперимент показывает, что до верхнего края рабочего поля ровно 171 шаг.

Мы познакомились с командой СЧ – спрячь черепашку. Для того, чтобы черепашка стала видимой в языке Лого имеется команда ПЧ – покажи черепашку.

Продолжим исследование дальше. Проверим, сколько шагов до низа рабочего поля.

Запишем команды в строку:

СГ НД 171
или
СГ ВП -171

Команды языка Лого можно записывать в одной строке одну за другой, разделив их пробелами.

Теперь измерим расстояние до правой границы экрана. Чтобы добраться до правой границы экрана нужно повернуть черепашку вправо на 90 градусов и шагать вперёд:

ДОМОЙ ПР 90

ВПЕРЕД 300 СЧ

Несколько раз выполним команду ВП 1

Мы должны получить число 306.

Самостоятельно проверьте, сколько шагов до левой границы рабочего поля.

Зарисуем в тетради размеры рабочего поля.

Экран в виде прямоугольника

Рис. 4 Размеры рабочего поля

Итак, высота прямоугольника 342, а ширина 612 точек.

Попробуем выйти за пределы верхней границы окна. Выполним команду: СГ ВПЕРЕД 250. Черепашка ушла за верхний край окна и появилась снизу. Такое движение возможно, если экран имеет вид цилиндрической поверхности. То есть верхнй и нижний края рабочего поля "склеены".

Окно как цилиндр

Рис. 5 Экран как цилиндр

Проверим, так ли это. Выполним последовательность процедур: СГ  НАПРАВО  90   ВПЕРЕД  450

Черепашка уходит за правый край экрана и возвращается с левой стороны. Это возможно, если экран имеет форму шара, точнее сферы.

Окно как сфера

Рис. 6 Экран как сфера

Если экран - сфера, то, повернувшись на любой угол, мы вернемся в ту точку из которой вышли, совершив «кругосветное путешествие». Проверим это командой: СГ   НАПРАВО  45  ВПЕРЕД   1000 Окно как тор

Рис. 6 Экран как тор

Черепашка выходит снизу и идет параллельным курсом, то есть не попадает в точку, из которой вышла. Такая траектория движения возможна по поверхности напоминающей камеру колеса автомобиля или баранку. Научное название такой поверхности – тор. Если подать команду: ВПЕРЕД 9999, то путь движения будет винтовая линия, а на экране мы увидим ряд параллельных линий.

Итак, экран, по которому движется черепашка, называется тором. Если не выходить за пределы экрана, то черепашка совершает движения   по прямоугольнику.

Упражнения

Напишите команды и посмотрите результат на экране.

1. Нарисуйте цифру один. Размеры подберите самостоятельно.

2. Нарисуйте цифру два. Образ этой цифры возьмите с почтового конверта.

3. Нарисуйте цифру три.

Вопросы

1. В каком случае экран имеет форму прямоугольника?

2. Какие команды наталкивают нас на мысль, что экран - цилиндр?

3. Как проверить, является ли экран цилиндром?

4. Как опровергнуть предположение, что экран - шар (сфера)?

5. Как называется поверхность экрана в языке Лого?

6. Какие объекты напоминает нам тор?

Задание на дом

1. Нарисуйте в тетради цифры с конверта. Напишите команды для рисования каждой цифры.

Содержание Урок 1 Урок 3. Готовится к публикации.

Hosted by uCoz