empty.gif, 0 kB    
главная

Училище в 60-е годы

В 60- е годы училище продолжало жить по тем традициям, которые сложились в 50-е годы, однако сама жизнь вносила коррективы и в форму организации работы и в её содержание. Это было вызвано целым рядом как объективных, так и субъективных причин. Зизенкова Вера

Во-первых, изменилась сама атмосфера общественной жизни в стране. Это были годы хрущевской "оттепели", которая наступила вслед за разоблачением культа личности Сталина. Идеи раскрепощённости и свободы проявлялись во всем, и это не могло не отразиться на содержании работы училища.

Во- вторых, в это время сильно изменился контингент учащихся. Он вырос более чем в 2 раза. К середине 60- х годов он достиг 660 человек, тогда как в 50-е годы он не превышал 300 человек. Изменился он и с качественной стороны. Когда в 1958 году был возобновлен приём в училище, в него в основном были приняты отличники, а в последующие годы конкурс при поступлении достиг 10-15 человек на одно место. Это создавало возможность осуществлять более тщательный отбор абитуриентов. Новые обстоятельства требовали изменения форм организации работы. Если раньше, когда количество учащихся было небольшим, в работе с ними преобладали коллективные формы, все вопросы жизни училища решались на общих собраниях коллектива, которые проводились ежемесячно, теперь же даже собрать всех вместе было невозможно, не было подходящего помещения. Работа стала всё больше переноситься в учебные группы, возросла роль комсомольских групп и классных руководителей. Климов Анатолий Николаевич

В-третьих, большие изменения произошли и в педагогическом коллективе. Он обновился почти на 70 процентов. Не вернулись на работу многие из тех преподавателей, которые были вынуждены уйти с работы в связи с сокращением приёма. Не вернулись в училище М.А. Винокурова, К.С. Горев, В.И. Ирсецкая, М.А. Буров, ушли на пенсию Назарова А.Н. (1958) и Волков Ф.И. (1962). Пришло на работу много молодых преподавателей: Тарановы Татьяна Ивановна и Анатолий Ильич, Терентьевы А.А. и Е.Ф., Баландин Г.Н., Мартьяновы Валентина Ивановна и Николай Васильевич, Воробьев Ю. П., Булыгина Ю.Б., Болотникова Р.Н., Чистяков Н.И., Казаков О.И., Марушкина В.И., Уклюдов В.К., Дорофеев Г.В. и др. Пришла на работу и большая группа бывших выпускников училища: Антипов Н.А., Соколов М.И., Соловьева П.Н., Савлева А.М., Козлова Г.Г., Цветкова Г.И., Денисова С.И., Моисеев Н.С., Мыльников В.Н., Платонова Н.Н., Надькин Д.Т. и др. .Многие из вновь пришедших были яркими, творчески мыслящими, инициативными, с широким кругом интересов и увлечений личностями. Они внесли в работу училища много нового. Бутусов М. Н.

Задачи училища оставались прежними - подготовить для сельской школы инициативных, много знающих и много умеющих учителей. "Селу нужен сильный учитель, который должен знать не меньше городского, а уметь должен гораздо больше", - неоднократно говорил А. А. Куманёв. Александр Александрович не терпел застоя и рутины в делах, поэтому смело шёл на различные эксперименты в организации работы, искал сам и поддерживал искры поиска других. Он поддерживал любую инициативу, которая способствовала углублению знаний, расширению кругозора, формированию навыков, необходимых учителю. "Не будьте урокодателями. Дерзайте! Ищите ! Не бойтесь ломать каноны, ведь их тоже до нас придумали учителя. Но разве все должны быть похожи на кого-то одного",- говорил он.

В эти годы в училище увеличилось количество секций, кружков, факультативов, ансамблей и т.д. Всё это способствовало углублению знаний, расширению круга интересов и развитию способностей учащихся. Жизнь училища стала более интересной и плодотворной. Чистяков Николай Иванович

В 1958 г. на работу в училище пришел новый историк, выпускник училища Бутусов М.Н. Страстный краевед, он увлек всех краеведческой работой. По его инициативе в училище в 1958 г. был создан музей комсомольской славы, который стал основой для краеведческого музея. В училище развернулась массовая поисковая работа, в ходе которой учащиеся убеждались, что героическое не только в книгах, но и вокруг нас. Собранные материалы стали основой для создания творческих работ учащихся по краеведению. Были собраны прекрасные материалы об участии лукояновцев в Великой Отечественной войне, по истории лукояновских сёл, Лукояновского комсомола и др. Были собраны сотни экспонатов, которые легли в основу экспозиций краеведческого музея, открытого в г. Лукоянове в 1961 г. Это был первый в Горьковской области краеведческий музей, работающий на общественных началах. Это был прекрасный подарок училища родному городу. Дружков Алексей Яковлевич

С 1958 г. в училище начал работу (тоже его бывший выпускник) преподаватель языка и литературы Д.Т. Надькин. С его приходом в училище повысился интерес к литературе и поэзии. Он сам писал стихи, был прекрасным чтецом, создал в училище кружок поэзии "Искры". В училище появились свои поэты, стала выпускаться стенгазета "Искры" и рукописные сборники, в которых печатались стихи учащихся. В 60- е годы отличались стихи Н. Куликовой, Л. Щипициной и др. В сборниках печатались также стихи Д.Т. Надькина и А.А. Куманёва.

С приходом в училище выпускника Ленинградского музыкального училища Н.И. Чистякова повысился интерес к музыке. Активизировалась работа музыкальных "четвергов", которые собирали огромное количество слушателей. Началось обучение учащихся игре на фортепьяно (до этого обучение музыке велось только на домрах). Николай Иванович создал дирижерский кружок, аккомпанировал сводному хору, сам писал музыку, создал прекрасный вокальный ансамбль, который был известен не только в Лукоянове, но и неоднократно был дипломантом областных и республиканских конкурсов вокальных ансамблей. Эмблема инструктивно-оздоровительного лагеря

Ещё одним поголовным увлечением был спорт. Это, в основном, была заслуга А.Я. Дружкова. В спортивные секции были вовлечены все учащиеся. Спортсмены училища занимали первые места в областных и зональных соревнованиях. В 1962 году команда лыжников Лукояновского педучилища заняла первое место в областных соревнованиях, победила шестикратного чемпиона области, команду автодорожного техникума. Г. Обидина завоевала 1-е место в гонке на 8 км и была включена в состав сборной области, которая приняла участие в республиканских соревнованиях в г. Красноуфимске. Она выполнила норму 1-го разряда. Наша команда получила два переходящих кубка и грамоты победителей.

Лукояновское педучилище было признано самым спортивным училищем среди техникумов РФ. В 1963 г. за высокие показатели в физической культуре и спорте, за массовость в спорте коллективу было присвоено звание спортивного клуба "Юность". Он объединял более 700 учащихся. Работу клуба возглавили А.Я. Дружков, Ю.Б. Булыгина, Н.С. Моисеев. Они вели всю внеклассную работу. В клубе культивировалось 10 видов спорта и действовало правило: "Каждый выпускник должен быть инструктором- общественником" В училище насчитывалось 300 разрядников и более 200 инструкторов - общественников по разным видам спорта.

Инструктивно-оздоровительный лагерь

При клубе ежегодно организовывался инструктивно - оздоровительный лагерь "Юность", в котором в течение двух недель отдыхали учащиеся 3- х курсов. Отдых сочетался с хорошо организованной инструкторской работой по туризму, краеведческой работе, по работе с пионерами. Лагерь жил по распорядку пионерского лагеря, что было прекрасной подготовкой к работе с детьми. После лагеря учащиеся направлялись на работу вожатыми в пионерские лагеря.

Выступление оркестра народных инструментов на сцене Колонного зала Дома Союзов в Москве

Новые, более интересные и профессиональные формы в эти годы приобретала и художественная самодеятельность. В 1963 году музыканты училища в составе оркестра русских народных инструментов под руководством Б.В. Мартьянова выступали на сцене Колонного зала Дома союзов в г. Москве, что свидетельствовало о высоком уровне их исполнительного искусства. Заслуженной популярностью не только в училище, но и районе пользовался хореографический ансамбль "Березка" под руководством М.И. Николаева. В дальнейшем танцевальный коллектив перерос в сводный танцевальный ансамбль в составе 66 человек, в репертуаре которого были не только народные, но и бальные танцы. Музыкальное сопровождение осуществляли М.М. Ивлев и Н.В. Мартьянов. Успешно выступал оркестр баянистов под руководством М.М. Ивлева и сводный хор училища под руководством Б.В. Мартьянова. Выступление оркестра народных инструментов педучилища под руководством Б. В. Мартьянова на ВДНХ в Москве

Фотокружок под руководством Ю.П. Воробьева и В.Н. Мартьянова организовывал интересные фотовыставки "Прекрасное вокруг нас". Под руководством преподавателя изобразительного искусства Г.Н. Дорофеева организовывались выставки репродукций с картин русских и советских художников, на основе которых читались лекции по изобразительному искусству.

Но главную популярность училищу в те годы создавали его выпускники, которые безотказно работали в разных уголках нашей страны и которых отличала увлечённость работой, широта интересов, глубокие знания, любовь к детям и высокое чувство ответственности за порученное дело. В адрес училища часто приходили письма- благодарности за хорошую подготовку учителей. Валова (Павлова) А. С.

В 1963 г. в училище побывал известный журналист, корреспондент газеты "Известия" А. Аграновский. Он был удивлен атмосферой увлеченности общим делом в подготовке учителей, которая царила в училище, и разнообразием направлений в формировании личности будущего учителя. Его удивила организация разносторонней информированности учащихся в условиях провинциального училища, которой могло позавидовать любое городское. Свои впечатления об училище, его директоре, преподавателях и учащихся он описал в статье "Лукояновский задор", которая была напечатана в газете "Известия" в 1963 г. и сделала училище известным всей стране.

Середина 60-х годов знаменовалась улучшением материально - технической базы. Училищу уже давно было тесно в нескольких приспособленных для занятий помещениях. Занятия проводились в две смены. В 1965 г. было завершено строительство пристроя к основному зданию по площади Мира и улице Горького. Условия для работы значительно улучшились. 2-й секретарь Горьковского обкома КПСС А. Ф. Горев прикрепляет орден на знамя педучилища 1966 г.

В 1965 г. звание "Заслуженный учитель школы РСФСР" было присвоено преподавателю русского языка и литературы В.П. Куманёвой.

В 60-х годах комсомольская организация была не только самой большой в районе, но и самой инициативной, принимавшей активное участие в жизни района. В 1966 г. ей было поручено представлять комсомольскую организацию Лукояновского района на 15 съезде ВЛКСМ. Делегатом съезда была избрана студентка 3-го курса, отличница учебы Т. Шатохина.

В 1966 г. за достижения в деле подготовки учителей начальных классов Лукояновское педучилище одним из первых в РФ было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Таким же орденом был награжден и директор училища А. А. Куманёв. Многие учителя были награждены Почетными грамотами Министерства просвещения РФ. В связи с этим училище стало именоваться: Лукояновское ордена Трудового Красного Знамени педагогическое училище имени М. Горького. Шатохина Т.

Важнейшей задачей воспитательной работы в училище всегда было воспитание чувства сопричастности к тем делам и событиям, которыми жила наша страна. В канун 50-летия Октябрьской революции с верой в светлое будущее нашей страны учащиеся педучилища решили обратиться с посланием к своим потомкам, к тем, кому в 2017 году исполнится 17 лет. Эпиграфом к этому посланию были слова А.С. Пушкина: "Здравствуй, племя, младое, незнакомое". Это был и взволнованный разговор со своими сверстниками, и рапорт о делах учащихся Лукояновского педучилища молодым людям 2017 года. В послании учащиеся чётко определили свое место в общей судьбе нашей страны: "Мы - будущие учителя и будем учить ваших отцов и матерей. Наша цель - как можно больше знать и уметь, чтобы передать свои знания другим. Они пойдут дальше нас, и будут творить на земле добрые дела. Ты человек будущего, будешь лучше нас. Мы не завидуем, но очень хотим, чтобы ты был лучше нас". Вместе с посланием в капсулу были положены фотографии, планы, книги, небольшие сувениры. Студентам были разданы пригласительные билеты на встречу в 2017 г. Капсула была замурована в стену в одном из коридоров училища с надписью: "Послание потомкам. Вскрыть в 2017 году".

Во второй половине 60-х годов педучилище продолжало оставаться центром методической работы в районе. В 1967 году за самоотверженный труд в деле подготовки учителей начальных классов, за активную методическую работу с учителями района звание "Заслуженный учитель школы РСФСР" было присвоено преподавателю педагогики и заведующему кабинетом педагогики Лукояновского педучилища И.И. Цветкову.

В 1967 -68 учебном году в стране начался переход на новые программы, которые предусматривали переход на трехлетнее обучение в начальных классах. Эксперимент проводился в нескольких школах РФ, в том числе и в Лукояновской базовой школе. Экспериментальные классы вели опытные учителя А.Л. Логинова, Е.Ф. Тофт, Ф.А. Громцева, Е.К. Селиванова. В экспериментальную работу активно включались и методисты Лукояновского педучилища: П.Н. Соловьева, А.Ф. Груздева, А.В. Мясникова. П.Н.Соловьева была избрана членом научно - методического Совета по методике обучения в начальных классах при Министерстве просвещения РФ. За успешное внедрение в практику школ новых программ они в 1968 г. были награждены значками "Отличник народного просвещения". Груздева Александра Федоровна

В конце 60-х годов продолжалось развитие училища. В 1968 году было открыто физкультурное отделение. Его заведующим был назначен Н. С. Моисеев. На учебу было принято 3 группы с трехлетним сроком обучения. На новом отделении учащиеся могли специализироваться по 4 видам спорта: гимнастике, лыжному спорту, спортиграм и легкой атлетике. Создание физкультурного отделения потребовало новых специалистов спортивных дисциплин. В училище на работу пришли гимнасты: В. В. Царев, Л.П. и М. Ю. Налетовы, кандидат в мастера спорта В.К. Домнина, игровики: В.И. Замелин, А.В. Малышев, легкоатлеты: В.К. Беляшкин, С.Н. Малышева, Л.Н. Мартынова, преподаватель теории и методики физвоспитания В.В. Попова и др. Соловьева Прасковья Николаевна

Во второй половине 60-х годов на работу в училище пришли заместитель директора по учебной работе А.В. Кашин, историки: Кашина Г.И., Киреев Т. С., Беляшкина Л.И., литераторы: Фадеева Г.И., Гамзаева Л.С., математик Пакшаева Е.И., биолог Киреева О.П.

В 1969 году было открыто пионерское отделение. Заведующим отделением была назначена З.М. Сентюрина. Работа отделения была организована через клуб "Красный галстук", в котором учащиеся получали практические навыки по организации пионерской работы. Ещё более активной стала работа инструктивно - оздоровительного лагеря, в котором хорошо готовили учащихся для летней работы с детьми в пионерских лагерях. Отделение действовало до 1984 года. Мясникова Анна Васильевна

В 1970 году изменился статус учащихся педагогического училища, они стали называться студентами. Ушли на пенсию два Заслуженных учителя школы РФ А.А. Куманёв и И.И. Цветков. Эти два замечательных педагога проработали вместе более 20 лет. Несмотря на некоторую разницу в подходах к воспитанию будущих учителей, они прекрасно дополняли друг друга. Романтизм и дальновидная стратегия Александра Александровича в вопросах воспитания дополнялись прагматизмом и умелой тактикой Иринарха Ивановича.

Это положительно сказывалось на формировании личности будущего учителя. С одной стороны, студенты получали мощную нравственную установку на учительскую профессию, которая исходила от Александра Александровича Куманёва, а с другой стороны, они получали максимум практических навыков и умений, которые формировал у них Иринарх Иванович Цветков. Миронов А. и Клюев В.

Это подтверждают многочисленные письма выпускников училища. Н.Рогозина из Ульяновска писала: "Александр Александрович не просто любил нас. Он настойчиво учил торопиться делать добро, подчеркивая, что учитель в этом отношении самый богатый и счастливый человек. Это он, учитель Куманёв, воспитал во мне гордость за нашу профессию. И если за годы моего двадцатилетнего педагогического труда кто- то из детей увидел во мне хоть частицу того, что видели мы в этом замечательном человеке, - большего счастья мне не надо".

"Ученики Александра Александровича стали учителями, и я уверена, что всех их, как и их Учителя, отличает страстность в работе, жажда знаний, бесконечная доброта, влюбленность в свое дело, в людей, непримиримость ко всему, что мешало счастью людей. Память учеников Александра Александровича активна. Она не только воскрешает дорогой образ и высокую духовную атмосферу нашей юности. Она не позволяет отступать, предать себя и своего Учителя". (Т. Мошкова. г. Ленинград). Савлева А. М. и Цветков И. И.

Иринарх Иванович учил студентов всему, что могло пригодиться не только в будущей работе, но и в жизни вообще. Выпускники никогда не уезжали из училища с пустыми руками. Они увозили с собой "Педагогические копилки", которые состояли из многочисленных методических разработок, планов работы, небольших библиотечек. Более ответственного за свое дело человека, чем Иринарх Иванович, трудно представить. Он был хранителем одной из самых важных традиций училища - связи с выпускниками. Сотни писем, которые приходили от них в училище, были чутким барометром, по которому педколлектив мог оценивать не только положительное, но и недочёты в своей работе, которые подталкивали педколлектив к поиску более эффективных форм работы.

Hosted by uCoz