Книга «Жизни жажда» воскрешает образ светлого человека, который оставил неизгладимый след в жизни тысяч людей.
Первая часть книги - стихи, в которых Александр Александрович рассказывает о себе.
От природы он был наделен способностью к стихосложению, но поэтом себя никогда не считал.
Не как поэт, не как писатель
Былые образы ношу,
А как солдат. Учти, читатель,
Быть снисходительным прошу.
И очень долго никто не знал, о нем, как о поэте.
В 1973 году, когда мы отмечали 100-летие со дня рождения известного ученого, нашего земляка Сумгина, А.А., слушая журналистов, ученых, поэтов, вдруг попросил слова.
Настала тишина, потому что все знали о том, что если он взял слово, то скажет что-то необычное, интересное.
Он встал. Правая рука придерживает марлевую повязку на горле.
«Друзья, - сказал он. - Голос Куманева взволнован, глаза светятся. - Я ведь тоже пытаюсь писать...стихи. Почти никто об этом не знает. Но чувствую, что должны знать. И пишу ведь уже давно. Писал даже на фронте. Хотите прочту?»
И Он стал читать. Потом мы узнали, что были уже стихи о Букваре, самой главной книге в жизни человека, о школе, о памятной, радостной и тревожной весне на Одере, о поруганной гармони, о мальчике, убитом фашистами, о воспитании, о родной природе, о Родине.
Наш учитель был тонким ценителем высокой поэзии, преклонялся перед творчетвом Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, Твардовского, Пастернака и многих других поэтов. Он мог бы стать профессиональным поэтом, талантливым критиком, но способности к стихосложению использовал для того, чтобы просто выразить свое отношение к окружающему миру.
Это были стихи для себя, как он говорил, для внутреннего потребления, в них нет высокопарных слов и показного пафоса.
Птаха есть, мотив который
Прост предельно: «чик-чирик»,
Но он мил душе и дорог,
Как старухе свой старик.
Буревестник горд над морем,
Славен песней соловей.
Пусть и он поет в просторе -
Простодушный воробей.
Вот так скромно о себе, о своих стихах. Нет, он не был простодушным, скорее всего искренним. И стихи его просты, интересны, глубоки. Их не очень много, но удивляет разнообразие тем; стихи отражают круг его интересов, его отношение к окружающим, к событиям, которые происходят в этом мире, к природе, в них он рассказывает о своем месте в этом мире. Недаром говорят, что человек как мир, и Александр Александрович всегда осознавал это. Неважно, сколько лет этому человеку - 85 или 5.
Вот он смотрит на маленькую Иринку, а думает уже о ее будущем. Вот он видит, как ребенок берет в руки букварь, с которого начинается путь к познанию, важный путь для ребенка, хотя тот этого пока не понимает, но он-то, взрослый человек, знает это и понимает, как важно, чтобы ребенок полюбил свою школу, первые книжки, чтобы он стал настоящим гражданином. Мы читаем стихотворение «Уголок России» и осознаем, что это о малой родине - деревне Крапивке. Да, это о малой родине, где протекала молодость, и о людях («в поля, в леса бегут, бегут дорожки, прижав к груди помятую траву»), о людях, которые эти дорожки протаптывали. Никогда малая родина или большая не заслоняли друг друга. Они суть - единое целое: «Люблю тебя, Русь!» Русь - это Россия, Русь - это Москва, Русь - это Лукоянов, Русь - это Крапивка.
Александр Александрович был человеком, который очень любил людей, он был гражданином и патриотом, он был очень требовательным к себе человеком и в то же время очень добрым и внимательным к другим людям, он был тонким знатоком природы, человеком с обостренным чувством прекрасного, оптимистом, и самое главное - очень любил Жизнь. Строчки последнего стихотворения Александра Александровича, ставшие названием книги - это завещание Учителя, Поэта о том, как надо жить, чтобы тебя помнили.
Я тороплю теченье дней,
Хочу свершенье дел увидеть,
Пусть это приближает мне
Час встречи с сумрачным Аидом.
И все ж, желаньем не горя
Увидеть бога подземелья,
Я б смерть принять хотел творя,
А не блаженствуя в постели.
Мы не вершина, не предел,
Мы для грядущих лишь фундамент,
Мы, в лучшем смысле, лишь задел
Иль контур завтрашнего зланья.
Конца не будет никогда
(Хотя для каждого он будет),
И все ж мы строим города,
Чтоб жили жили счастливо в них люди.
Ведь в том вся прелесть бытия,
Что бурной жизни поступь славим,
Смерть злой прозвали мы не зря -
Она противна в самом главном:
Она всем фактам вопреки
И вопреки самой Вселенной
Нудит один ценичный гимн,
Превознося застой и тленье...
А я хочу весь мир познать,
Всю глубину его измерить.
Спешу мечтать, творить, дерзать
И бушевать до самой смерти!
Пусть жизнь клокочет и бурлит
В бегущих днях, в минуте каждой.
Я счастлив, что во мне горит,
Не угасая, жизни жажда.
Вторую часть книги «Жизни жажда» составляют статьи и очерки об Александре Александровиче написанные разными авторами, в том числе известными и талантливыми журналистами А. Аграновским, В.Соколовской, И.Руденко и другими авторами. Все эти статьи были результатом встреч с Александром Александровичем или воспоминаний людей, которые хорошо знали его. Все статьи интересны, т.к. встречи с Александром Александровичем никого не могли оставлять равнодушным. Я не буду пересказывать содержание этих статей, а остановлюсь только на характеристике Александра Александровича как учителя.
Александр Александрович, относился к тому типу людей, жизненным призванием которых, смыслом и целью жизни становилась учительская профессия. Он в эту профессию был влюблен. Александр Александрович хорошо понимал ее огромную общественную значимость. Ведь что такое учитель? В толковом словаре В.И. Даля указывается, что слово учитель включает в себя два понятия: Первое - Это человек передающий знания, Второе - Наставник, Быть наставником - значит научить ребенка жить среди людей. От того, как успешно реализует учитель эти задачи зависит будущее ученика, тем более, что ученики Александра Александровича - это будущие учителя, значит, ответственность двойная. В школе должны работать люди, которые имеют на это моральное право. В учительской профессии, как ни в какой другой, личное и профессиональное должно быть единым. Нельзя быть хорошим учителем будучи плохим человеком. Образцом такого единства и был сам Александр Александрович.
Это был человек широчайшей эрудиции. Поражала широта его интересов и увлечений. И что характерно, что его увлечения и знания не были чисто созерцательными, он умел увлечь и повести за собой других, и это приносило практические результаты. Он увлекался историей и краеведением поддерживал это и результат - создание краеведческого музея; любил поэзию, поддерживал начинающих поэтов и результат - появляется поэтическое объединение «Искры»; любил природу и результат - прекрасный пришкольный участок; увлечение музыкой - музыкальные «четверги», концерты Горьковской филармонии. Все это расширяло кругозор, формировало личность будущих учителей.
Может быть, это слово незрело,
Может, глупо, наивно, смешно.
Но если б оно чье-то сердце согрело,
Если б зажгло чье-то сердце оно, -
Я был бы счастлив.
Эти строки выпускника 1953 года. Д.Надькина звучат и сейчас современно, несмотря на все
проблемы нынешнего времени. Современно звучат и строки А.А. Куманева из стихотворения «Родимый
край»:
Какая даль! Глазам аж больно.
Какой простор! Кружится голова,
Душа переполняется невольно,
И просятся в поэзию слова.
Талантливо пишет Надежда Вострикова о проблемах своей жизни, но и сомневается о своем
месте в поэзии:
Я без оглядки мчусь
По разрифмованной дороге.
И если честно- то боюсь
Отдать стихи на суд свой строгий.
Но мы и не судим. Мы радуемся, что «искорки», зародившиеся в юные годы у наших студентов, не исчезают бесследно, а разгораются в большой костер, символизирующий любовь к поэтическому слову. Невозможно назвать все темы и определить проблемы, которых не касались бы в своем творчестве наши выпускники разных лет. «Стихам нужны Любовь и Красота»,- уверен Михаил Давыдов, выпускник 1951 года; любовь Пушкина и Ольги Калашниковой талантливо показана в поэме «Милая Эда» Малышевой Еленой, выпускницей 1998 года; «Мама, - пишет Олег Цыкалин, выпускник 2001 года, -ты чиста, а я порочен, любишь свет, а я не очень. Ты избавишь нас от бед»; каждой встрече с городом юности радуется Николай Мокшин: «Поздно вечером, утром ли рано принимай мой мордовский «Шумбрат»; проклинает Алешенькина Наталья (2002 год) тех, кто «все разрушил не щадя, лишил страну покоя, мира и отнял у меня тебя»; уверена Марецкова Ольга (2001): «Кто с мечом к нам придет – тот погибнет»; точно знает Евгения Юдина, выпускница 1962 года, что «… прям и крепок русский человек, - и призывает: «Для любви сердца свои открываем… Да святится наша Русь вовек!» В настоящее время наши самодеятельные поэты, как и прежде, принимают активное участие в различных поэтических турнирах.
Так, Дарья Пустакина в конкурсе студентов ССУЗ Нижегородской области, посвященном 55-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, «Давайте, люди, никогда об этом не забудем» стала абсолютным победителем. Её стихи, как и другой нашей поэтессы, Ольги Марецковой вошли в студенческий альманах, изданный в Н.Новгороде. На II Областном поэтическом фестивале ССУЗ в 2003 году дипломом была награждена Екатерина Липкина за представленные ею стихи и сказки, посвященные детям. Многие бывшие самодеятельные поэты имеют свои сборники, печатаются в газетах и журналах, но не порывают связей с педагогическим колледжем. И мы благодарны им за это. Их новые творения регулярно появляются на страницах нашей газеты «Студенческий вестник», естественно, что многие из них представлены в нашем новом поэтическом альманахе, посвященном 75- летию педагогического учебного заведения.
Но сижу, стихи слагаю,
Неразумно, а пишу.
И стыжу себя, ругаю,
А умолкнуть не могу.
Знать, не принято иначе,
Видно, так заведено,
Перед каждым есть задачи,
Каждому своё дано:
Кто орлом парит в просторах,
Соловьем кто красит свет,
Ну а кто, как жаворонок,
С поднебесья шлет привет.
Птаха есть, мотив которой
Прост предельно: «чик-чирик»,
Но он мил душе и дорог,
Как старухе свой старик.
Буревестник горд над морем,
Славен песней соловей.
Пусть и он поет в просторе —
Простодушный воробей...
Лагерь | |||||||||
| |||||||||
Одним из видов педагогической практики является летняя, которую студенты проходят в детских оздоровительных лагерях. Но прежде чем уехать в лагеря мы сами должны многому научиться. Целую неделю мы были в роли детей. С добрыми пожеланиями удачного дня начинался каждый день подготовки. Много песен было перепето, изучено танцев и игр, лекарственных растений. Мы научились ориентироваться на местности и узнавать голоса птиц.
“Лето, ох, лето! Лето красное, будь со мной…”. Вот с такими словами из песни студенты 3 курса отправились в разные, по-своему интересные и разнообразные лагеря. Это и “Лесная сказка”, “Дружба”, “Линда”, “Зеленые дубки”, “Лазурный”, “Звездный”. И вот настал тот час, когда мы приехали в лагеря. “Боже мой, сколько детей и все такие разные. За всеми я должна уследить. Чем их занять? Как их развлечь? ” – наверняка подумал каждый. Но наш студент так просто не сдается: игры на знакомство, на взаимодействие, спортивные соревнования, викторины – все это не давало скучать детям. В течение всей смены, а это 21 день, мы старались сделать отдых незабываемым. И нам это удалось! До сих пор многие дети пишут нам письма, звонят и хотят встретиться. Для каждого студента летняя практика останется в памяти на всю жизнь!